«На рынке изучения языков царит удивительная демократия»
Откуда берутся в России бизнесмены и как решают проблемы, типичные для стартапов? «Лента.ру» и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) запускают серию материалов о начинающих интернет-бизнесменах России.
Открывает цикл статей интервью с основателем и генеральным директором стартапа EasyTen Дмитрием Зарютой. Созданное под его руководством одноименное приложение позволяет запоминать по десять иностранных слов в день и контролирует знание ранее изученных. Традиционно в программу введены возможности поделиться успехами в социальных сетях, а также соревноваться с френдами при освоении иностранных слов.
После трехдневного испытательного периода пользователю предлагается купить полноценную версию. Несмотря на простоту, приложение нашло себе нишу на рынке как вспомогательное средство для изучения иностранного языка. В частности, сервис выполнил планы по росту абонентской базы во время прохождения акселератора ФРИИ.
Смена языка
«Лента.ру»: Как ты решил заняться собственным проектом?
Дмитрий Зарюта: По образованию я медик, челюстно-лицевой хирург. Дела с иностранными языками у меня всегда обстояли хорошо: английский знаю с детства, говорю по-итальянски и немецки. В какой-то момент надо было изучить чешский язык, но после двух месяцев занятий прогресс был не очень. Чтобы ускорить процесс, я решил использовать какую-нибудь программу. Ни одна из существующих мне не понравилась, а на мои сетования по поводу безуспешности занятий с репетитором будущая жена посоветовала учить хотя бы по десять слов в день. Так и родилась идея создания продукта.
Однако еще задолго до этого все начиналось как хобби. Пока я учился на врача, подрабатывал и фотографом, и создателем сайтов, и даже трудился в рекламном агентстве. Но всегда это была вторая работа, медицина оставалась основным призванием. Когда пришла пора переходить в интернатуру, уже решил было, что пора все это бросать и заниматься только хирургией. Но профессия врача все-таки тяготила меня, и, когда выдалась возможность уйти в создание ПО, я не колебался.
Оказалось, что на рынке изучения языков царит удивительная демократия: ни один игрок не занимает более двух процентов рынка. При этом всего полтора процента составляют онлайн-курсы.
Для начала мы сделали приложения для iPhone и Android, далее планируем браузерные расширения и виджеты, которые позволят добавлять слова из читаемого текста, не открывая EasyTen.
Мы так успешно запустились в России, что LinguaLeo (известный российский стартап, создавший программу для изучения иностранных языков, — прим. «Ленты.ру») даже хотел купить нас и, по инсайдерским данным, проводил внутренние совещания по этому вопросу. Мы отказались от поглощения, да и конкурентами я их не считаю. Мне кажется это бессмысленным: рынок потенциальных пользователей охвачен едва ли на 10 процентов и растет на 40 процентов в год. Если две компании начнут бороться, есть большая вероятность, что их обойдет третья, которая будет тратить ресурсы на пользователей и продукт, а не на конкуренцию.
Как проходил переход в статус предпринимателя, решил типичные первые проблемы?
Мои родители — предприниматели. Не помню времени, когда они работали на кого-то. Я всегда видел их обложенными бумагами, поэтому сейчас у меня нет страха перед работой с бухгалтерией или налоговой. Я отношусь к этому как к задаче, которую надо выполнять. Первый месяц приходится потратить время на изучение всех деталей, но потом уже знаешь, что делать.
Вопрос с кадрами тоже не вызывал больших затруднений. Первым сотрудником стал программист Никита Пестров. Он учился в МФТИ, и мы посещали один и тот же форум про iPhone. Когда стало ясно, что нужен программист для создания приложения, я дал на форуме объявление в 2012 году и Никита откликнулся на него. Пока это было в качестве хобби, его усилий хватало. Но далее он понял, что пора расширяться, и через сплоченное физтеховское братство подтянул еще несколько человек.
Как раз к моменту окончания ими обучения мы серьезно занялись компанией и пришли во ФРИИ. Об этом фонде слышали из разных источников, и главной характеристикой было «там классная команда». А вот про пользу акселератора для бизнеса у ребят из первого выпуска акселератора мы не спрашивали (EasyTen прошел второй акселератор ФРИИ), потому что ситуация для каждой компании уникальна.
Это показывает, что в нашей сфере большую роль играют знакомства. Не в плане блата, а ценной информации. До ФРИИ я общался с несколькими частными инвесторами и понял, что многие не понимают ситуации в отрасли. Каждый из них советует то, в чем сам имеет опыт, но не имеет достаточного кругозора. Например, мне порекомендовали перевести стартап в Делавэр. Я съездил на разведку, оказалось, что там выгодно работать только местным резидентам. Для иностранцев это попадалово на деньги, если учесть все расходы и особенности налогообложения.
Не попробуешь — не узнаешь
А в каком состоянии сейчас находится ваша программа?
Сейчас у нас 700 тысяч пользователей, и через месяц после установки 65 процентов пользователей продолжают ей пользоваться.
Мы начали с приложения для iPhone, потому что для нас эта область была уже знакома. Решили выбрать конкретную задачу — заучивание слов. Ведь смартфон — это швейцарский нож, в котором есть инструменты для звонков, переписки и т.п. Мы не делаем швейцарский нож внутри швейцарского ножа, а просто помогаем изучать слова.
Методика изучения иностранных понятий универсальна, ее оказалось легко переносить на новые языковые пары. После окончания акселератора ФРИИ и получения seed-раунда мы локализовали ПО на 11 языков для 70 языковых пар. Например, у ближайшего конкурента, DuoLingo, — только 35 направлений.
Сейчас мы работаем над зарубежными рынками. Как бы компания ни изучала другую страну, она не поймет, что ее там ждет, пока не попробует туда выйти. Мы рискнули, и оказалось, что в некоторых странах EasyTen еще более востребован, чем в России.
Присутствие на зарубежных рынках очень поможет в нынешней ситуации в России. С новыми ценами количество пользователей iPhone в нашей стране будет неизбежно сокращаться, но нас «подстрахуют» зарубежные рынки.
Идея ничего не стоит
Будешь развивать новые бизнесы?
Я сфокусирован на EasyTen и не пытаюсь запустить другие проекты. Идея ничего не стоит, потому что ее осуществление требует много труда. Мне многие звонят с «идеями»: «Мы тут решили сделать популярную игру, но еще не придумали сюжет».
Я предпочитаю сосредоточиться на чем-то одном. Сейчас мы заняты не только экспансией на зарубежные рынки. По итогам встречи стартапов ФРИИ с президентом РФ Владимиром Путиным нам удалось договориться о совместной работе с Институтом русского языка имени Пушкина, который курирует изучение русского языка иностранцами. EasyTen сделает для них специальный курс.
Также предлагаем наш сервис другим игрокам рынка образования как дополнительный инструмент и даже имеем опыт привлечения новых клиентов для сторонних компаний. Мы встраиваем продукты партнеров в нашу игровую механику: бесплатный урок по Skype за определенное количество баллов, у нас даже есть бесплатные 2 месяца занятий с преподавателем для тех, кто выучил более 1000 слов.
Чтобы не так радужно было, неужели все получается, как там проект с обучением мигрантов русскому языку?
Он так и не двинулся дальше идеи. Мы изучили рынок и увидели, что в лучшем случае у приезжих есть доступ в интернет с настольного ПК или совсем дешевого Android, на который не установить EasyTen. У нас много других, более перспективных и интересных направлений, поэтому стараемся не ввязываться в то, что может не взлететь. Даже 20 секунд в EasyTen — это полезно, и теперь наша задача расширять — свою долю в арсенале изучающих иностранный язык.