«Британское нашествие» не изменило хода музыкальной истории, а The Beatles и The Rolling Stones просто попали в струю, которую впоследствии затмил хип-хоп, уверены ученые, рассказавшие о развитии музыки с 1960 по 2010 год.
The Beatles и The Rolling Stones, потрясшие мир в начале шестидесятых, на самом деле не совершили революцию в роке, а лишь хорошо поучаствовали в ней. Они просто продолжили и усилили уже наметившийся до них тренд.
Причем эта знаменитая музыкальная революция бледнеет по сравнению с пришествием хип-хопа в 1991 году.
Так, во всяком случае, обстоит дело с предпочтениями меломанов из США. Подобный вывод следует из анализа, проведенного группой британских исследователей из Имперского колледжа Лондона и лондонского Университета королевы Марии, изучивших особенности музыкальных композиций, которые входили в топ-списки «Горячей сотни Billboard», хит-парадов из ста наиболее популярных в США песен, еженедельно публиковавшихся журналом Billboard на протяжении 1960–2010 годов.
Результаты их изысканий опубликованы в научном журнале Royal Society Open Science.
С помощью сервиса Last.fm ученые создали программу, которая автоматически группировала 17 тыс. композиций по их тональности и используемым в них аккордам.
Они создали некое подобие музыкального словаря, состоящего из гармонических (например, доминантсептаккорд) и тональных слов (например, агрессивный — с преобладанием ударных инструментов, мелодичный — с использованием женского голоса). Вместо обычно употребляемых в анализе жанров, таких как кантри, джаз и пр., имеющих трудно формализумые признаки, они создали набор стилей, отличающихся друг от друга по частоте используемых «слов», и посмотрели, как использование этих стилей менялось со временем в самых коммерчески успешных музыкальных композициях.
Исследователи, в частности, пытались таким образом ответить на вопрос о том, было ли развитие поп-музыки за эти пять десятилетий непрерывным, или существовали моменты «революций», в ходе которых музыкальные предпочтения масс резко менялись.
Они нашли три таких момента: в 1964, 1983 и 1991 годах. Оказалось, что революция 1964 года отличалась богатством стилей с преобладанием маркеров «душевности» и рок-н-рола.
Революция 1983 года отличалась экспансией небольшого количества стилей, ассоциирующихся с новой волной, диско и хард-роком, а в 1991 году доминирующим стал только один стиль, ассоциирующийся с хип-хопом, который сильно потеснил рок, причем на этот раз изменение было особенно неожиданным и радикальным.
Особое внимание исследователей было сконцентрировано на революции 1964 года. Считается, что начало ей было положено группой The Beatles, песня которых «I Want to Hold Your Hand» впервые прозвучала в США 26 декабря 1963 года. Ливерпульская четверка сразу же заняла первые места в американских хит-парадах, в течение нескольких последующих лет они и масса появившихся подражателей возглавляли списки «горячей сотни». Началось то, что впоследствии было названо британским нашествием.
Однако, как показал анализ, это нашествие было не столько британским, сколько всеобщим, и самые популярные группы того времени — The Beatles и The Rolling Stones — не привнесли в поп-музыку ничего нового, а лишь усилили уже имевшиеся к тому времени тренды музыкальных предпочтений, максимально использовав в своих композициях такие маркеры, как «энергетика», «яркость», «нежность», и ничего нового не предложив в смысле использования аккордов.
Мне кажется, британцы этим своим исследованием в очередной раз попытались даже не то что проверить алгеброй гармонию, а скорей проверить арифметикой гармонь. Мозг просто не может свыкнуться с мыслью, что «битлы», потрясшие автора в детстве так же, как чуть раньше потряс полет Гагарина, не сказали ничего нового. Собственно, почти о том же говорят и сами авторы.
«Мы не сомневаемся, — утверждают они, — что многие не согласятся с нашим научным подходом, нам кажется, он слишком узок для применения к столь эмоциональному предмету, как музыка, но полагаем, что таким образом мы можем узнать о ней много нового и еще больше ей удивиться».
Авторы намерены в будущем применить свой подход к музыкальным предпочтениям других стран и, главное, понять не только, как менялись эти предпочтения, но и разобраться в причинах этих перемен.