Угадайте, что это?

2012-08-03 23:09:03


Кликабельно.

Это советский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке. 1939 год.

В Москве, в парке искусств «Музеон», гордо стоит безносая статуя И.В. Сталина. Выполненный в розовом граните, советский вождь твердо ступает по советской земле. Этот скульптурный портрет каноничен: подобные монументы, выполненные скульптором С.Д. Меркуровым, разной величины можно было видеть в московском метро (станция «ЗиС»/»Автозаводская»), на площади Механизации ВСХВ, как украшение аванпорта канала Москва-Волга и даже напротив здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Однако именно этот, на сегодняшний день безносый, Сталин некогда украшал интерьеры советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке. Вот о ней мне бы и хотелось сказать несколько слов.

1939 год выдался важным для формирования культа личности Сталина. Неидейных памятников становилось всё меньше, а тема вождя в искусстве – господствующей. Важным этапом развития сталинского соцреализма стала Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, отктрытая наконец-то в 1939 г. и призванная показать зрителям триумфальную победу коллективизации и колхозного строя в СССР. Кратко ВСХВ можно охарактеризовать «городом чудес»: это был идеальный островок цветущей и прекрасной земли, прообраз «светлого коммунистического завтра».

1939 год завершался 60-летним юбилеем Сталина, поэтому славили вождя не только в искусстве. «Великий теоретик и стратег коммунизма», «Великий машинист локомотива истории», «Сталин – это Ленин сегодня», «Учитель и друг человечества» — вот темы основных статей и докладов той эпохи.

Важной вехой в международных отношениях и позиционировании СССР за рубежом стала Всемирная выставка в Нью-Йорке, где советский павильон был призван показать блага жизни в стране победившего социализма. Его архитектурное оформление доверили Борису Иофану, который добился успеха в 1937 г., произведя фурор на Парижской выставке динамичным павильоном, увенчанным мухинскими «Рабочим и колхозницей».

В Нью-Йорке Иофан продолжил свою любимую на тот момент архитектурную тему — сочетание архитектурного объёма с гигантской венчающей его статуей. Однако трактовка здесь получилась совсем иной, нежели в Париже. Сама форма участка, доставшегося СССР подсказывала идею круглого плана. Но чтобы сделать здание раскрытым к публике Иофан разорвал кольцо (диаметром 78 м) на ширину 25 м. Получилась своеобразная подкова.

Начало стройки

Перед полуциркульным открытым двориком архитектор создал прямоугольную площадку, обамленную стенами мраморных порталов, образующих «пропилеи» здания. В центре внутреннего пространства — тонкая вертикаль мраморного обелиска (высотой 53 м) с 17-метровой скульптурой рабочего. который держит в руках горящую кремлевскую звезду. Движение статуи подкрепляется контрастным движением масс обелиска и пропилей.

Ранний проект: рабочий ещё в античном одеянии

Постройка: рабочий уже в современной спецовке

Скульптура рабочего — образ советского пролетариата, указывающего миру путь к счастливому будущему. Это согласовывалось с главной темой выставки — «строительство мира завтрашнего дня».

В 1939 г. найденный Иофаном образ рабочего стал массово использоваться в советской пропаганде, прежде всего, в «экспортной» полиграфии. На русском языке, однако, известен пакат Эля Лисицкого «Москва — столица СССР», где написаны слова В. Молотова: «…В случае же военного нападения на Советский Союз нападающий испытает как силу нашей железной самозащиты, так и силу света советских рубиновых звёзд, которые светят далеко за пределы нашей страны».

На обелиске под рабочим были выбиты слова первой статьи сталинской конституции: «СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян».

На пропилеях с одной стороны под барельефом Ленина была установлена скульптурная группа «Октябрь», представлявшая вооруженных рабочих и солдат-крестьян, завоевавших власть. Надпись под головой Ильича — его же слова: «Русская революция в конечном итоге должна привести к победе социализма».

С другой стороны, под барельефом уже Сталина (а без него тогда никак), — группа рабочих и колхозников, «хозяев своетской земли, строителей социализма».

Внутренний двор занимал античный по характеру амфитеатр на 700 мест. Он широко был открыт для посетителей, «подчеркивая тем самым глубоко демократичный характер Советском павильона». Он предназначался для показа фильмов о Советском Союзе и выступлений под открытым небом.

А внутри павильона находилась громадная картина художника Василия Ефанова «Знатные люди страны Советов». По бокам это масштабное полотно фланкировали скульптурные портреты Ленина и Сталина работы С.Д. Мекурова, выполненные из гранита. А Сталин и был тем самым, что без носа стоит теперь в парке скульптур «Музеон». Вот такая история.

via userinfoarchitip

Взято отсюда