Про ку-ку

2014-07-10 06:02:18
Мать играет с младенцем

Эта игра популярна во всем мире – для нее не существует культурных и языковых барьеров. Почему? Вероятно, потому, что она является мощным инструментом обучения и вхождения в жизнь, считает постоянный автор BBC Future.

Вы закрываете лицо руками, а потом медленно отводите одну руку и выглядываете как из-за забора. Ку-ку! Малыш смеется, и вы смеетесь в ответ. И повторяете это снова и снова.

Игра в "ку-ку" не устаревает и не выходит из моды. Моя малолетняя дочь может играть в нее часами, и я сам играл, когда был малышом (“Ты много смеялся!” - вспоминает моя мать), играет поколение за поколением. Младенцы отличаются друг от друга личностными качествами и набором генов, мы рождаемся и растем в самых разных обстоятельствах. Почему же дети во всем мире так любят одну и ту же игру?

Маленькие дети не читают книг, и их круг общения довольно ограничен. Поэтому удивительная распространенность и популярность игры в "ку-ку", пожалуй, говорит о том, что она связана с некими фундаментальными процессами человеческого мышления. Это не просто забава – изучая ее, мы лучше понимаем, как устроен разум взрослого человека.

Начав заниматься этим вопросом, исследователи для начала предположили, что дети любят играть в "ку-ку", потому что они каждый раз удивляются, когда исчезнувшие предметы (или лицо самого близкого человека) вновь появляются в поле зрения. Для взрослого вроде бы ничего смешного в этом нет, но надо помнить, что маленький ребенок не воспринимает многие вещи как само собой разумеющееся. Новорожденный ничего не понимает в окружающем мире - и лишь постепенно учится разбираться в том, что происходит вокруг. Взрослый знает, что если слышен голос человека, то и он сам где-то неподалеку, а закатившийся за диван мяч не исчезает бесследно. Но давайте подумаем, как у нас сформировалось знание о таких вещах.

Ребенок прячется под кроватью
Ребенок привыкает к мысли о постоянстве объектов

Швейцарский психолог Жан Пиаже назвал этот принцип "постоянством объектов" и заключил, что дети постигают его в течение первых двух лет жизни. И как раз в этом возрасте они особенно любят "ку-ку". Если взглянуть на игру с этой точки зрения, то становится понятно, что это не пустое развлечение, а способ осознать один из важнейших принципов мироустройства: то, что объекты могут существовать и тогда, когда мы не видим их.

Возможно, в результате эволюции наши дети получили "встроенную" склонность к игре в "ку-ку" в первую очередь потому, что она полезна для развития мышления. Но мне кажется, что причины ее популярности этим не ограничиваются.

Сюрприз!

Главный принцип этой игры такой же, как и у хороших шуток – сюрприз должен быть до какой-то степени ожидаемым. Исследователи Джерод Пэррот и Генри Глейтман продемонстрировали это в серии забавных опытов с участием шести-, семи- и восьмимесячных младенцев. С детьми играли в основном в традиционное "ку-ку", но иногда спрятавшийся взрослый появлялся в другом месте, или же вместо него появлялся другой человек. Видеозаписи этих игр потом показали независимым наблюдателям, которые оценивали, насколько весело было малышам.

Мальчик с цветами и бабушка
Постепенно дети усложняют ситуацию и готовы удивлять сами

Оказалось, что в ходе "обманных раундов", когда элемент сюрприза был повышен, дети улыбались и смеялись меньше. К тому же, разница в восприятии традиционного и обманного "ку-ку" становилась более выраженной с возрастом (восьмимесячным испытуемым "обманки" нравились меньше). Ученые заключили, что важный элемент этой игры – предсказуемость результата. Подрастая, ребенок становится способен все лучше предугадывать исход, и когда происходит нечто неожиданное, младенцу уже не так смешно.

Еще один секрет популярности "ку-ку" в том, что, как ни странно, эта игра разнообразна. Малыш растет, и воспитатель видоизменяет игру в соответствии с развитием – взрослый и ребенок играют во все новые ее разновидности. Для начала взрослый просто сообщает о своем приближении голосом, а потом входит в ближайшее поле зрения малыша, позднее карапузам нравится смотреть, как взрослый прячется и появляется вновь, а после года многие дети уже сами готовы играть в прятки.

Кот играет в прятки
Обучение через игру свойственно не только человеку

Эта игра продолжает радовать ребенка – в ней легко соблюдается баланс между получением знаний о мире, контролем и сюрпризом. А нам, взрослым, так нравится детский смех, что мы и сами рады поиграть. Ку-ку!

Об авторе. Том Стаффорд читает лекции на факультете психологии Шеффилдского университета (Англия). Он соавтор бестселлера MindHacks и ведет одноименный блог.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Взято отсюда