Кадровый дефицит, с которым сталкивается российская IT-индустрия, вынуждает компании сотрудничать не только с вузами, но и со средней школой, поскольку уровень знаний абитуриентов таков, что из них нельзя подготовить квалифицированных инженеров, отметили представители компаний ABBYY, «Лаборатории Касперского» и фонда «Сколково» на состоявшемся во вторник круглом столе «Конкурентоспособность и перспективы России в современном IT-пространстве».
Сотрудничество с вузами ведущие российские IT-компании наладили уже давно — «свои» кафедры в Физтехе, МГУ, МГТУ и других ведущих университетах не первый год есть у ABBYY, «Лаборатории Касперского» и др., но о систематической работе со средней школой представители IT-индустрии заговорили впервые. Об актуальности темы свидетельствует то, что ее обсуждение на круглом столе возникло стихийно и длилось дольше, чем обсуждение вопросов, включенных в первоначальный план.
«Четыре года тому назад неожиданно обнаружилась, что студенты третьих-четвертых курсов, которых мы рассматривали как кандидатов на работу в компании, в массе своей не обладают необходимыми нам ни человеческими, ни профессиональными качествами. Стало понятно, что в их обучении что-то упущено до вуза, и что надо начинать работать не только со студентами, но и со школьниками», — сказал в беседе с корреспондентом РИА Новости глава центра обучения «Лаборатории Касперского» Станислав Шевченко.
«Качество и количество абитуриентов стало проблемой», — утверждает гендиректор ABBYY Сергей Андреев. Он говорит, что прежде наши школы умели «научить детей думать». Именно такие, думающие, выпускники школ, получившие затем высшее образование, становятся предметом интереса транснациональных высокотехнологичных компаний, открывающих в России R&D-центры. «Они здесь не базки данных разрабатывают, они приходят для решения сложнейших инженерных задач. Например, Boeing в нашей стране выполняет аэродинамические расчеты, это самое сложное, что есть в авиастроении. Они приходят сюда за инженерами, умеющими решать задачи, которые до них не решал никто — и чтобы такие инженеры были и впредь, нужна эффективная, выпускающая думающих людей средняя школа», — сказал Андреев.
Александр Туркот, исполнительный директор IT-направления фонда «Сколково», обращает внимание на парадоксальную ситуацию, сложившуюся в России. «Умеющий думать» квалифицированный IT-инженер, только что окончивший вуз, зарабатывает в разы больше, чем его ровесник, получивший профессию, например, юриста. Но конкурс в вузы на IT-специальности — два человека на место, в то время как на экономические специальности он может составлять до восьми человек на место. Наглядное и печальное свидетельство опасной деградации среднего образования Туркот видит, в частности, в том, что некогда чрезвычайно популярный журнал «Квант», пробудивший интерес с точным наукам и инженерному творчеству не у одного поколения отечественных специалистов, в настоящее время «загибается».
Взято отсюда