ПАНАМСКИЙ СКАНДАЛ. Архивы знаменитой аферы

2016-04-10 22:11:05

ПАНАМСКИЙ СКАНДАЛ. Архивы знаменитой аферы

Панамский канал в сторону Атлантического Океана, Stan Shebs, 2000 год

Более ста лет назад название этого государства в Центральной Америке надолго стало символом грандиозного обмана и мошенничества. Дело Компании Панамского канала, которое и стало причиной такой известности, было признано крупнейшей аферой XIX века. Скандал был тем более грандиозным, что в нем были замешаны очень многие знаменитые и влиятельные люди того времени. Стоит узнать подробнее, что же представляло собой это столь знаменательное в истории всемирного мошенничества дело, поскольку и сегодня есть все возможности для того, что бы новые «Панамы» стали реальностью..

Панама на карте, Platonides, 2006 год


Идея строительства канала через Панамский перешеек возникла очень давно. И это совсем неудивительно, ведь такой канал значительно сократил бы судам путь из Атлантического океана в Тихий. Однако, длительное время такая грандиозная работа была просто невозможна по техническим причинам. Лишь в XIX веке начались первые практические попытки организации строительных работ. В 1835 году была произведена крупномасштабная геодезическая разведка местности. Но она лишь показала всю сложность стоящей перед строителями задачи, которую пришлось отложить еще на четыре десятилетия.

1869 год. В Египте торжественно открывается Суэцкий канал, который стал триумфом инженерной мысли XIX столетия. Благодаря талантам француза Фердинанда Лессепса водный путь соединил Средиземное и Красное море, намного сократив путь из Европы в Азию. Этот несомненный успех стал причиной того, что многие вернулись к идее тем же способом соединить два других океана. И вот в 1876 году по инициативе Французского географического общества в Панаму была направлена специальная экспедиция для оценки возможностей строительства и выбора наиболее оптимального пути нового канала. После выполнения комплекса исследовательских работ в 1878 году был заключен договор с правительством Колумбии, в состав которой тогда входила Панама. Согласно ему именно французы получали эксклюзивное право на строительство канала. Он должен был находиться во владении Франции в течение 99 лет, после чего переходил в собственность Колумбии без всякой оплаты или компенсации.

Само же строительство по предварительным оценкам должно было занять 12 лет и обойтись в сумму 600 миллионов золотых франков. Для организации и проведения работ, а также сбора необходимых денежных средств в 1879 году во Франции была основана Всеобщая Компания Панамского межокеанского канала. Ее директором стал Фердинанд Лессепс. Компания сразу же объявила подписку на выпущенные ею 600 тысяч акций стоимостью по 500 франков (всего 300 миллионов). Учитывая авторитет Лессепса, в желающих купить их не было недостатка. И вот 1 января 1880 года строительство нового канала началось.

Фердинанд Лессепс, Nadar, 1890 год


Первоначально окончание работ и первый проход судна через Панамский канал планировалось в 1888 году. Однако, практически сразу началось отставание от рабочего графика, которое со временем становилось все больше и больше. К 1885 году была выполнено всего 10% от необходимого объема строительных работ. Расходы же составили более половины от первоначально собранного капитала.

На строительстве канала, Canalmuseum, 1886 год


Причиной этого стала ошибка в выборе пути строительства, а также недооценке влияния на него местных условий. Помимо неправильной геологической оценки трассы, свою роль сыграли и климатические условия, которые оказались просто катастрофическими. Сильнейшие тропические ливни, разливы рек, а также такие заболевания, как желтая лихорадка и малярия стали привели к массовой гибели строителей. Всего за время Панамской эпопеи умерло почти 25 тысяч человек, большинство из которых были местными жителями. Это также привело к дополнительным расходам. Вот почему уже в 1882 году Компании пришлось выпустить дополнительный облигационный заем, и в течение следующих двух лет повторить его еще дважды. Это принесло дополнительно 400 миллионов франков.

Однако, руководство самым тщательным образом скрывало правду об истинном положении дел, используя для этого самые мошеннические приемы. Так, во французской прессе регулярно публиковались заказные статьи, в самых радужных тонах расписывающие ход строительства. В ход шел подкуп должностных лиц, в том числе на самом высоком уровне. Для этого Компания пользовалась услугами барона Жака де Рейнака, по совместительству одного из влиятельнейших банкиров страны. В паре с ним работал другой финансовый авантюрист, Корнелиус Герц, друзьями которого были многие влиятельные люди, в том числе будущий премьер-министр Жорж Клемансо. Именно Герц непосредственно передавал деньги, полученные Рейнаком от Компании. Получателями были политики, журналисты и редакторы изданий, члены парламента и министры. Посредники не забывали и себя, заработав на этом деле почти 9.5 миллионов франков.

Карикатура участников из французского журнала, Les Martyrs de Panama, 1892 год


Всего же, как выяснилось впоследствии, в деле было замешано 104 получателя взяток, причем на самом высоком уровне. Размер мзды за их услуги составлял от 10 до 500 тысяч франков. Благодаря такому лоббированию, в 1888 году в парламенте удалось провести закон, разрешающий Компании выпустить долгосрочный выигрышный заем, на который до этого имело право только государство. Это был первый в новейшей истории Франции прецедент такого рода.

Однако, к тому времени слухи об истинном положении дел уже просочились даже сквозь организованную информационную блокаду. Поэтому заем дал менее половины нужных средств. Над Компанией нависла угроза банкротства. Пытаясь отсрочить ее, по инициативе министра финансов через парламент была предпринята попытка «реструктуризации» ее долгов и льготном порядке их выкупа. Но на этот раз она провалилась. После чего оставалось только подвести закономерные итоги..

4 февраля 1889 года Парижский суд официально объявил о банкротстве и ликвидации Компании. Это решение стало шоком для сотен тысяч держателей ее акций. Положение усугубилось тем, что на тот момент у Компании практически отсутствовало какое-либо имущество, которое могло быть пущено в продажу с целью выплаты компенсаций. Общее число пострадавших насчитывало свыше 700 тысяч человек, в основном принадлежавших к тогдашнему «среднему классу».

Созданная парламентом комиссия по расследованию установила, что из общей суммы в 1 миллиард 335 миллионов франков, израсходованных Компанией за 9 лет своего существования, расход 718 миллионов франков никак не был отражен в ее финансовой документации. Эти деньги попросту растворились в воздухе, как будто их никогда и не было. Расследование сопровождалось громкими скандалами и смертью нескольких участников аферы, в том числе и барона де Рейнака. По официальной версии он умер от кровоизлияния в мозг, хотя вскрытия почему-то не было произведено.

В 1893 году по результатам расследования состоялся судебный процесс над руководством Компании и рядом лиц, обвиняемых в коррупции. Сам Лесспес, которому на тот момент было уже 88 лет, был освобожден от ответственности. Процесс, за ходом которого следила вся Франция, закончился рядом обвинительных приговоров к различным срокам тюремного заключения и денежным штрафам. Однако, всего через четыре месяца кассационный суд отменил их и все обвиняемые были выпущены на свободу. Что же касается Корнелиуса Герца, тот он еще до начала процесса ухитрился сбежать в Англию, где впоследствии и умер в 1898 году.

Так закончилось это дело, которое настолько запомнилось его современником, что слово Панама более четверти века употреблялось в основном в совершенно определенном подтексте. Лишь после Первой Мировой войны о Панамской афере стали понемногу забывать. И совершенно напрасно..

А сам канал, в конце концов, все же был построен. Но это уже другая история.

Взято отсюда