Градостроительная революция в дальневосточной тайге
«Движение Развития» продвигает идею кластерного обустройства Дальнего Востока путем создания трех новых городских агломераций. С обоснованием этой концепции во Владивостоке выступил лидер движения Юрий Крупнов:
Ключевой задачей России в предстоящие годы является целенаправленный сдвиг центра российского развития на Восток — вплоть до переноса столицы на Дальний Восток России.
Это не только моя личная программа, но и уже официальная позиция руководства России, поскольку Президент России В. В. Путин 12 декабря 2013 года в своём ежегодном Послании Федеральному Собранию заявил, цитирую, следующее: «Подъём Сибири и Дальнего Востока — это наш национальный приоритет на весь XXI век. Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит, и наши шаги должны быть нестандартными».
Какие нестандартные шаги нужны для решения этой впечатляющей задачи?
Считаю, что в малозаселённом Дальнем Востоке России только правильно организованное градостроительное развитие позволяет реализовать эту задачу и, более того, сохранить сам суверенитет России.
Поэтому в ближайшие годы необходимо совместными усилиями и с опорой на трансграничное сотрудничество запустить с Дальнего Востока новую урбанистическую волну для всей России с реализации комплексных градостроительных программ как основы эффективной стратегии развития Дальнего Востока России и отработки технологий градостроительного развития всей России.
Все города в регионе следует превратить в предмет концентрированной и целенаправленной работы, начать мыслить и действовать городами, в том числе и строить новые города.
Эта работа уже вовсю начинается.
Покажу перспективы градостроительных программ — которые, надеюсь, можно будет потом характеризовать как градостроительная революция, на двух примерах — совсем новых городов и более чем полуторавекового города Владивостока.
Считаю приоритетными здесь должны стать три новых города:
Циолковский — наукоград при новом космодроме Восточный, миссия Циолковского — новое поколение космических программ, что делает этот будущий город молодёжной космической столицей России. Строительство Циолковского уже начато, первая очередь космодрома будет введена в строй уже в следующем году. Вокруг Циолковского и нового микрорайона газовиков в г. Свободный будет формироваться Свободненская агломерация, которая с необходимостью задаст новый центр и столицу не только Амурской области, но, уверен, и России. Как минимум — молодёжная космическая столица России.
Новый Лазарев — пока гипотетический город, организатор перехода Евразия-остров Сахалин, что позволит сделать Сахалин полуостровом и организовать сухопутное передвижение.
Третий город: Хасан-2 — биоэкополис рядом с будущим коридорным портом Зарубино. Также пока гипотетический город, который в индустриальном плане должен соединить экономику океана с биоэкономикой по глубокой переработке морских и лесных биоресурсов и организовать управление состыковкой будущих колоссальных транспортных потоков, мегаполиса Владивостока и природы Хасанского района и Японского моря.
Это только часть возможных городов, но они намечают будущую опорную инфраструктуру всего юга Дальнего Востока России и российскую базу для трансграничного сотрудничества.
Таких инфраструктурных элемента три:
Восточный коридор развития от Южно-Сахалинска до Циолковского и далее;
Сахалинско-Корейская магистраль, которая в будущем могла бы давать возможность не только Транскорейской магистрали, но и выводу корейской продукции на Транссиб и в Европу.
Японско-китайский коридор развития, позволяющий, с одной стороны, Северо-Востоку Китая, Дунбэю, и прежде всего, провинции Цзилинь, давать выход в Японское море, делать Дунбэй новым субъектом Японского моря и, в то же время, Японии получать прямой доступ через юг Приморского края в Дунбэй.
Важнейшую роль в этой новой конструкции призван играть Владивосток, который в ближайшие 10 — 15 лет имеет все возможности выступать как город-цивилизация и оператор развития всей Северо-Восточной Азии и, возможно, больше.
Это определяется уникальной историй, местоположением и потенциальным набором компетенций Владивостока как форпоста России в Северо-Восточной Азии и всем Тихоокеанском регионе.
Владивосток при правильной организации может выступать как:
Геокультурная столица России — поскольку от образов и смыслов, которые будут производиться здесь зависит мироощущение и динамика российской жизни в целом. Здесь, кстати, раз Дальний Восток приоритет на весь XXI век-то здесь должен быть и первый телеканал России.
Город-цивилизация — поскольку всю Россию как страну — уникальную русско-российско-евразийскую цивилизацию Владивостоку с необходимостью приходится представлять перед великими цивилизациями Кореи, Японии и Китая, а также англосаксонской и нарождающейся латиноамериканской, а, возможно, и другими цивилизациями.
Штаб-квартира и мега-офис транспортно-логистической матрицы Северо-Восточной Азии, если удастся организовать мега-потоки вокруг Владивостока и с центром управления во Владивостоке.
Мультигород, город городов — поскольку помимо основного «тела» Владивостока уже сегодня начинается проецирование в новые города-спутники, такие как о. Русский и тот же Артём, а в будущем города биоэкополис Хасан-2 рядом с портом Зарубино, новым молодёжным городом на полуострове Песчаный.
Мультипорт — поскольку для Владивостока, расположенного на полуострове в ближайшие годы будут важны не собственные порты на полуострове, а организация и контроль за портами рядом — прежде всего, Зарубино и Суходол.
Экомегаполис — поскольку уникальный природный комплекс юга Приморья должен быть сохранён и, следовательно, Владивосток должен выступать главным природным охранителем и защитником, одновременно выстраивая себя как экологически чистый и природосообразный город.
Наконец, Владивосток вполне может стать эпицентром первого планетарного очага развития, объединяющего всю Северо-Восточную Азию.
Сделать Владивосток организатором будущих транспортных мега-потоков — ключевая геоэкономическая задача, организующая наиболее перспективную модель трансграничной урбанизации для развития Дальнего Востока России. Владивосток при правильном «перетягивании» грузовых транзитных потоков должен стать штаб-квартирой и мега-офисом транспортно-логистической матрицы Северо-Восточной Азии.
Фундаментальную роль при этом призвано играть строительство двух базовых коридорных портов — Зарубино и Суходол. Исключительное значение имеет создание Хасанский транспортного узла как узла мощных грузовых потоков по двум коридорам: Японско-китайский коридор развития и Сахалинско-Корейской магистрали.
Именно через организацию Хасанского транспортного узла Владивосток открывает новые возможности Дунбэю, прежде всего, провинции Цзилинь, Республике Корее и Японии.
Отсюда для Владивостока ключевой градостроительной задачей является соединить и связать город с ныне отдалённым и отделённым Хасанским районом, который является и наиболее чувствительным геополитическим районом не только Северо-Восточной Азии, но, возможно, и всего мира.
Соответственно, главное направление развития Владивостока — это соединить и срастить мегаполис с малозаселённым Хасанским районом низководным мостом до п-ова Песчаный без ущерба для экологии последнего.
Ключ к новому этапу развития г. Владивостока и всего региона — это строительство молодёжного города-развитие-razvitie, экологического лидера региона. Кстати, обязательным должно стать открытие в новом городе-биоэкополисе профильного филиала ДВФУ.
Для реализации стратегического вектора градостроительного действия в Хасанском районе целесообразно построить низководный мост на полуостров Песчаный до 12 км с двумя насыпными островами в центре общей площадью до 3 га.
Острова могли бы иметь, помимо узко-функциональных, связанных с пропуском морских судов и транзитной инфраструктурой задач, рекреационно-туристическое значение, тем более, если, например, расстояние между острова сделать ровно в одну морскую милю, создав тем самым первый в мире музей мили — т. е. натурного стандарта мили.
Хасанский район через коридорный порт Зарубино, Хасанский транспортный узел и город-биоэкополис при нём становится как бы вторым ядром развития Владивостока, задавая Владивостоку дипольную организацию.
Важнейший вопрос — кто будет проектировать, строить и владеть базовой инфраструктурой — коридорными портами, транспортно-логистическим узлом, флотами, магистралями? Представляется целесообразным всё это сделать государственной собственностью с благоприятным режимом аренды для частных хозяйствующих субъектов. Под это необходима специальная корпорация и фонды. Корпорация могла бы быть учреждена двумя-тремя госструктурами — прежде всего, РЖД.
Итак, цель моего доклада заключалась в том, чтобы показать перспективы урбанистической волны с Дальнего Востока России, необходимость мыслить и действовать городами, строить новые города, поскольку новые города возникают там, где начинается развитие-razvitie.
Яркие примеры — будущие новый молодёжный город на п-ве Песчаный на 30 — 50 тысяч человек и биоэконополис Хасан-2.
Если удастся организовать одновременное строительство или реконструкцию и реновацию порядка 10 дальневосточных городов — в увязке с 5- 10 реконструируемыми или новыми городами в Японии, Корее, Китае, то мы имеем все возможности создать в Северо-Восточной Азии планетарный очаг развития.