Не прощаем и не просим прощения

2013-07-16 16:00:33

Спустя 70 лет после Волынской резни — массовой расправы над мирным польским населением на территории Западной Украины — Киев и Варшава так и не смогли дать хоть сколько-нибудь схожую трактовку этим событиям. Более того, этот этнический конфликт впервые начали использовать во внутриполитической борьбе на Украине. Правящая Партия регионов сочла события на Волыни «геноцидом поляков», поставив в неудобное положение местных националистов. Те, в свою очередь, обвинили «регионалов» в госизмене. Эксперты опасаются, что споры украинских политиков о том, что считать освободительной борьбой, закроют им путь в Европу.

Примечательно, что о Волынской резне как украинские, так и польские политики предпочитают вспоминать лишь в очередную годовщину этого прискорбного события. Украинские деятели и публицисты, как правило, называют межэтнический конфликт «братоубийственной войной», а их польские коллеги — не иначе как «резней и уничтожением польского народа». За последние годы эта трагедия обросла множеством подробностей и альтернативных версий (в частности, о намеренном стравливании поляков и украинцев советскими спецслужбами), которые лишь усугубляют претензии двух стран друг к другу.

Истоки конфликта кроются, в том числе, в богатой истории Волыни (исторической области на северо-западе современной Украины), которая за несколько веков успела побывать в составе Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой и, наконец, Российской империи. Когда западная Волынь отошла Польше по Рижскому миру 1921 года, собственно поляки составляли здесь незначительную часть населения — около 16 процентов, остальные в подавляющем большинстве были украинцами. Варшава старалась усилить свое влияние в регионе, расселяя поляков на землях, ранее принадлежавших местным крестьянам. Жили они в особых населенных пунктах — колониях (колонистами, как правило, становились ветераны войн за независимость Польши, и прежде всего те, кто воевал против Советской России). Украинцы Волыни враждебно относились к новым властям и переселенцам, активно поддерживая антипольское подполье.

Межэтническую вражду усугубила созданная в 1929 году Организация украинских националистов (ОУН), начавшая кампанию политических убийств и саботажа, которая призвана была спровоцировать жесткую реакцию польского руководства и не допустить наметившегося было сближения между представителями двух национальностей. Ответная акция Варшавы — «пацификация», проводившаяся преимущественно в соседней Галиции — по мнению некоторых исследователей, также повлияла на события весны-осени 1943 года на Волыни. Фактически, на одних и тех же территориях поляки хотели возродить Речь Посполиту, а украинцы — построить свое независимое государство, писал в связи с этим в 90-е годы ХХ века польский историк Гжегож Мотыка.

В конце 1939 года по условиям пакта Молотова-Риббентропа Западная Волынь была присоединена к Украинской ССР. По мнению историка Александра Усовского, при советской власти ситуацию в регионе в значительной степени удавалось держать под контролем, хотя эксцессов на почве межнациональной вражды было предостаточно. Однако после того, как 22 июня 1941 года в пределы СССР вторглись немцы и в течение нескольких недель оккупировали всю территорию Западной Украины, в Галичине, на Волыни и в Прикарпатье у украинских националистов появилось намного больше возможностей, мягко говоря, выражать свою антипатию к полякам.

Перед польским меньшинством на Волыни замаячила угроза тотального уничтожения. Как отмечает историк, эксперт по вопросам Центральной Европы Ян Репа, боевикам Украинской повстанческой армии (УПА) — боевого крыла Организации украинских националистов — ставилась задача не просто истребить поляков, но и, где возможно, удалить все физические признаки их присутствия. Межэтнические столкновения на оккупированной Волыни начались в конце 1942 года. Пик противостояния, собственно «Волынская резня», пришелся на 11 июля 1943 года. В тот день отряды УПА одновременно напали на полторы сотни польских сел и деревень (по другим данным, были атакованы несколько десятков сел). Почти все их жители были убиты. В конце лета польская повстанческая Армия Крайова также начала совершать налеты на украинские деревни, а спустя четыре года, уже после окончания войны, в рамках операции «Висла» из украиноязычных регионов Польши на север страны принудительно выселили тысячи украинцев. Предполагается, что с 1942-го по 1947-й год на польско-украинской границе погибли до ста тысяч поляков и двадцать тысяч украинцев.

В послевоенные годы причины и обстоятельства Волынской резни предпочитали не обсуждать. В Советском Союзе УПА клеймили как фашистскую организацию, не акцентируя внимание на ее участии в межэтническом конфликте. В свою очередь, польское руководство, как пишет Ян Репа, не прилагало никаких усилий, чтобы развеять популярный стереотип о том, что «украинцы — садистские убийцы».

Определенные усилия для сближения двух народов десять лет назад, в шестидесятую годовщину трагедии, предприняла греко-католическая церковь. Она предложила полякам и украинцам формулу примирения: «Прощаем и просим прощения».

Не остались в стороне и тогдашние президенты двух стран Леонид Кучма и Александр Квасьневский. Они открыли памятник погибшим в одном из волынских сел, а также выступили с совместным заявлением, в котором подчеркивалось, что поляки и украинцы «должны найти в себе мужество принять правду, чтобы преступление назвать преступлением, ибо только на уважении к правде можно строить будущее». Третий президент Украины Виктор Ющенко несколько осложнил эту задачу, успев за время своего пребывания в должности присвоить членам ОУН-УПА статус ветеранов войны, а лидера ОУН Степана Бандеру и командира УПА Романа Шухевича объявить Героями Украины (эти его указы позднее были отменены судами). Нынешняя годовщина Волынской резни вообще рисковала обернуться скандалом на фоне роста националистических настроений на Украине, однако местные власти, судя по всему, отделались легким испугом.

Серьезное обострение наметилось в конце июня, когда польские депутаты решили признать Волынскую резню геноцидом поляков. Пять лет назад парламент республики уже заявлял, что события на Волыни являются «этнической чисткой», но сейчас формулировку захотели усилить. Однако во время обсуждения поправки министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский призвал отказаться от нее, заметив, что более «острая формулировка» негативно повлияет на перспективы европейской интеграции Украины. В итоге за инициативу проголосовали 212 депутатов при необходимом минимуме в 231 голос.

Неожиданно за признание Волынской резни геноцидом высказались и украинские депутаты. В начале июля 148 членов Верховной Рады из числа правящей Партии регионов и Компартии обратились к польским коллегам с требованием осудить преступные действия украинских националистов. Депутаты настаивали, что разная трактовка преступления «вбивает клин между двумя странами». Эта инициатива получила широкий резонанс на Украине. Исследователь Владимир Вятрович в интервью «Радио Свобода» заявил, что за раскручиванием скандальной темы могут стоять некие российские силы. Таким образом они якобы хотят посеять раздор между Польшей и Украиной, когда решается судьба подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

В дискуссию включились и сторонники националистической партии «Свобода», которые считают, что события на Волыни были частью украинской национально-освободительной борьбы. Представительница «Свободы» в Раде Ирина Фарион направила обращение в Службу безопасности Украины, обвинив депутатов, которые подписали письмо о геноциде поляков, в государственной измене. Первый президент Украины Леонид Кравчук также назвал авторов обращения предателями. «Это беспрецедентный в мировой истории случай, когда политики просят законодательный орган другого государства обвинить в самом тяжком из преступлений представителей своего народа», — цитировал его слова «Коммерсантъ-Украина».

В свете этой бурной полемики сообщение о том, что президент Польши Бронислав Коморовский решил посетить Луцк (Волынская область), чтобы почтить память погибших на Волыни поляков, вызвало неоднозначную реакцию. В той же «Свободе» визит назвали нежелательным, пообещав приурочить к нему акции протеста. Несмотря на недовольство националистов, Бронислав Коморовский все же принял участие в молебне в луцком костеле Петра и Павла 14 июля. Во время него польский лидер призвал оба народа к «искреннему примирению», добавив, что польско-украинские конфликты всегда использовал кто-то третий, «тот, кто всегда угрожал нашей независимости».

«В этот сложный период ХХ века, когда нашим народам больше всего была нужна взаимная поддержка, национализм уничтожил украинско-польские отношения», — констатировал он.

После богослужения с Коморовским все же произошел неприятный инцидент — когда президент выходил из костела, через плотное кольцо охранников к нему прорвался юноша. Он похлопал президента по плечу, после чего на его пиджаке осталось раздавленное яйцо. Милиция задержала подозреваемого, которым оказался 21-летний житель Запорожской области.

По информации польских СМИ, у злоумышленника при себе был рюкзак с надписью «Свобода». Городская ячейка партии опровергла свою причастность к происшествию, а сам Коморовский призвал не придавать ему «особого значения». Президент Украины Виктор Янукович на инцидент с яйцом никак не отреагировал. Он, впрочем, и не принимал участия в памятных мероприятиях на Волыни, отправив туда вместо себя вице-премьера Константина Грищенко. Между тем, по данным СМИ, Коморовский приглашал своего украинского коллегу в Луцк, чтобы обсудить с ним вопрос об увековечении на Украине памяти жертв конфликта.

Ряд экспертов предположили, что Янукович попробует использовать годовщину Волынской трагедии, чтобы мобилизовать свой электорат на востоке и юге страны в преддверии президентских выборов (в западных регионах традиционно сильны позиции националистов). Однако пока глава государства не принимает активных шагов в этом направлении. Янукович лишь анонсировал некое совместное заявление с президентом Польши. Рискнем предположить, что в нем оба лидера в очередной раз заявят о необходимости примириться, но до конкретных шагов дело не дойдет.

Взято отсюда