Крым

2014-03-04 15:04:13

Автономия протеста

30 марта в Крыму должен пройти референдум о статусе автономии. Решение об этом принял крымский парламент, хотя в Киеве уже заявили, что и само решение о проведении плебисцита, и его результаты незаконны, так как «не имеют под собой правовой базы». На голосование будет поставлен один вопрос: «Вы за государственную самостоятельность автономной республики Крым в составе Украины на основе договоров и соглашений?» В случае положительного исхода голосования Крым вернется к конституции 1992 года и, по сути, станет самостоятельным государственным образованием.

Советская автономия

Крымская область, образованная из автономной республики в 1945 году, по решению первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в 1954 году указом президиума Верховного совета СССР была передана в состав Украины и в таком виде просуществовала до 1991 года, пока местные жители не проголосовали за возвращение полуострову прежнего статуса. На референдуме, состоявшемся 20 января 1991-го, более 93 процентов крымчан (против 5 процентов, при явке 81 процент) высказались за превращение области в автономию. Это был первый подобного рода плебисцит в истории Советского Союза.

Несмотря на укоренившееся мнение о том, что жители полуострова голосовали за автономию в составе тогда еще Украинской ССР, в действительности на голосование был вынесен вопрос: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской социалистической республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?». Украина, следовательно, в данном случае не упоминалась — как, впрочем, и Россия. Но поскольку на референдум был вынесен вопрос о «воссоздании», следует напомнить, что как автономия Крым до 1945 года существовал именно в составе РСФСР. Кроме того, итоги плебисцита 1991 года закрепил указ Верховного совета СССР, отменивший документ о ликвидации автономии Крыма в 1945-м — и таким образом де юре вернувший полуострову статус российской территории.

Тем не менее, 12 февраля 1991 года, то есть еще до выхода вышеупомянутого указа ВС СССР, Верховный совет УССР принял закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики», в первой статье которого значилось, что автономия восстанавливается «в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР».

Однако уже в сентябре 1991 года, после того как в Москве произошел путч и стало очевидно, что Советский Союз доживает свои последние дни, Верховный совет Крыма принял декларацию о государственном суверенитете автономии. В ней закреплялось право крымчан на землю, недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы полуострова. Представлять интересы народа Крыма, говорилось в декларации, мог только парламент республики. Симферополь также устанавливал за собой право проводить собственную внутреннюю и экономическую политику. Севастополь, всегда имевший статус города республиканского подчинения, согласно тексту декларации, сохранял статус-кво.

Несмотря на столь серьезную претензию на независимость — а декларация должна была послужить правовой основой для разработки положений конституции республики, — в документе указывалось, что автономия объявляется «правовым демократическим государством в составе Украины».

Еще раньше, в июне того же года, свою декларацию приняли и крымские татары, которые к тому времени начали массово возвращаться на полуостров из мест ссылки в Средней Азии и Казахстане. В документе, принятом на Курултае татар, было, в частности, сказано, что «Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымско-татарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве. К этой цели будет стремиться крымско-татарский народ, используя все средства, предусмотренные международным правом».

Таким образом, претензии на Крым были предъявлены практически сразу с трех сторон, но полуостров по-прежнему оставался частью территории единого Союза. 1 декабря в автономии, как и на всей Украине, прошел очередной референдум, на который был вынесен вопрос: «Подтверждаете ли вы Акт провозглашения независимости Украины?» При явке в 67 процентов утвердительный ответ на этот вопрос дали 54 процента крымчан (в Севастополе — 57), то есть чуть больше трети от общего числа избирателей полуострова. Несмотря на действовавший в то время закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», где говорилось, что «в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии», Киев, начавший развод с Москвой, не дал пророссийским организациям полуострова, в частности Республиканскому движению Крыма (РДК), провести отдельное голосование. Таким образом Крым по факту стал частью территории независимой Украины.

Просто республика

В течение нескольких месяцев после референдума в Крыму то и дело раздавались призывы к отделению от Украины. Оставались напряженными отношения между представителями русской общины и крымскими татарами, все активнее заявлявшими свои права на исконные земли. Вскоре, а именно 26 февраля 1992 года, крымский парламент переименовал Крымскую АССР в Республику Крым. Однако наиболее важные для полуострова события произошли в мае того же года. Пятого мая депутаты крымского парламента провозгласили фактический суверенитет Крыма, заявив о государственной самостоятельности полуострова.

На следующий день новая республика получила конституцию, к которой сегодня предлагают вернуться по итогам голосования 30 марта 2014 года. Первый пункт первой статьи этого документа гласит: «Республика Крым является правовым, демократическим государством. На своей территории Республика обладает верховным правом в отношении природных богатств, материальных, культурных и духовных ценностей, осуществляет свои суверенные права и всю полноту власти на данной территории».

Далее, в соответствии с конституцией Крым получал собственного президента (им мог стать только гражданин автономии в возрасте не моложе 35 лет; срок его полномочий устанавливался на 4 года), правительство, верховный суд, гражданство, государственный язык делопроизводства — русский и три просто государственных языка: крымско-татарский, русский и украинский. Крым также оставлял за собой право законодательной инициативы, то есть мог самостоятельно, без одобрения Киева, назначать выборы, референдумы, утверждать премьера и так далее.

Конституция также позволяла республике вступать в контакты с другими государствами, но при этом Крым, как было прописано в документе, все же входил в состав Украины и строил свои отношения с ней на основе договора и соглашений. В этом договоре, однако, говорилось, что только народ Крыма имеет право изменить территорию республики или же передать ее в состав другого государства.

Еще до принятия конституции набравшее популярность и ориентированное на Россию Республиканское движение Крыма (РДК) во главе с адвокатом и бывшим следователем областной прокуратуры Юрием Мешковым (осенью 1991 года он попал в больницу после продолжительной голодовки, объявленной в знак протеста против отмены крымского референдума о самоопределении) собрало 246 тысяч подписей с требованием проведения общекрымского референдума с формулировкой: «Вы за независимую Республику Крым в союзе с другими государствами?» (по закону о референдуме для его инициации необходимо было собрать 180 тысяч подписей). Основываясь на волеизъявлении крымчан, в Симферополе назначили на 2 августа проведение референдума, на котором жители полуострова должны были высказаться по вопросу суверенитета.

В Киеве начался переполох: на депутатов крымского парламента стали давить, им угрожали уголовными делами. Украинская власть ясно дала понять, что отпускать полуостров в свободное плавание не намерена: 13 мая Верховная Рада предписала крымским депутатам отменить свои решения как противоречащие конституции страны. Настойчивость Киева в отстаивании целостности Украины свела на нет инициативы Симферополя — 21 мая крымские депутаты были вынуждены наложить мораторий на проведение референдума и отказаться от государственной самостоятельности. Летом того же года в паспортах жителей Крыма впервые появились штампы «гражданин Украины».

В крымские дела попыталась вмешаться и Россия. В тот же день 21 мая 1992 года Верховный совет РФ признал антиконституционным указ о передаче Крыма Украине в 1954 году и предложил Киеву совместно договориться о статусе полуострова. Так крымский вопрос оказался вынесен на межгосударственный уровень, тем более что он тесно соприкасался с процедурой раздела кораблей Черноморского флота СССР между двумя странами.

В сентябре крымская конституция претерпела первые изменения. Под давлением Киева в нее были внесены поправки, существенно ограничивающие самостоятельность региона. Уже в первой статье закона говорилось: «Республика Крым является правовым, демократическим, светским государством в составе Украины». Одновременно на полуострове провозглашалось главенство украинской конституции. В зависимость от центра также попали налоговая политика и судебные органы автономии. О государственном суверенитете думать больше уже не приходилось. От него остались лишь герб, флаг и гимн, которые крымский парламент успел утвердить в качестве государственных символов.

Тем не менее, год спустя крымский парламент принял закон о президенте республики, который при вступлении в должность должен был приносить клятву следующего содержания: «Клянусь при осуществлении полномочий президента республики Крым соблюдать конституцию и законы Республики Крым, добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности по защите суверенитета республики, прав и свобод ее граждан». Президент получал неприкосновенность, а также полномочия назначать членов правительства, инициировать референдумы, досрочные выборы парламента и так далее.

В январе 1994-го года прошли первые (и последние на данный момент) выборы президента Республики Крым. Голосование включало два тура, по итогам которых победу одержал глава РДК Юрий Мешков.

Республика с президентом

Мешков сразу выступил с откровенно пророссийских позиций. Он, в частности, пообещал крымчанам введение рублевой зоны, выплату пенсий в российских рублях и переход на московское время. Правда, выполнить он в итоге сумел только последнее обещание. При этом действовали Мешков и его сторонники активно: 20 мая 1994 года крымский парламент вернул действие конституции, утвержденной в мае 1992-го, то есть полуостров вернулся к государственному суверенитету.

Предварительно президент инициировал опрос среди крымчан. Им предлагалось ответить на два вопроса: «Поддерживаете ли Вы восстановление положения конституции от 6 мая 1992 года, определявшего регулирование взаимоотношений между республикой Крым и Украиной на основе договора и соглашений? (да/нет)» и «поддерживаете ли Вы право граждан республики Крым на двойное гражданство? (да/нет)». На первый вопрос положительно ответили 78,4 процента респондентов, за двойное гражданство высказались 82,8 процента.

«Конституция 1992 года закрепила политическую автономию Крыма, создала все необходимые предпосылки для решения экономических, этнических, социальных проблем, — писал Мешков уже в 2011 году. — Конституция 1992 года послужила необходимой и достаточной правовой основой консолидации и развития гражданского общества в Крыму. Избранный воистину всенародным голосованием президент пользовался безоговорочной поддержкой всех слоев и национальных групп Крыма (во втором туре за Мешкова проголосовали 72 процента избирателей, за его противника — 23 — прим. «Ленты.ру»). А это, в свою очередь, создавало прочный фундамент для строительства государственности и максимального учета особенностей реальной общественно-политической и экономической ситуации в Крыму, реальной, а не просто продекларированной в качестве основной задачи государственных органов, защиты прав и законных интересов граждан».

В Киеве до поры до времени не обращали внимания на события в Крыму — на Украине вовсю разворачивалась битва за президентство, которую в итоге выиграл Леонид Кучма. Его поддерживал и Мешков, рассчитывая в дальнейшем, что новый президент будет лоялен к попыткам Крыма обособиться.

Но Кучма вовсе не собирался расставаться с Крымом и сделал все, чтобы посеять смуту среди руководства республики. В результате в Симферополе разгорелся острый конфликт между Мешковым и его бывшим соратником, спикером местного парламента Сергеем Цековым. Помимо прочего, в «вину» крымскому президенту его оппоненты ставили то, что Мешков пригласил на должности в правительстве Крыма специалистов из России. В частности, на пост вице-премьера правительства Крыма был рекрутирован российский экономист и гражданин РФ Евгений Сабуров. В результате кризиса в руководстве Крыма местную власть фактически парализовало.

Объясняя причины конфликта в руководстве республики, Мешков спустя годы утверждал, что именно «московское правительство» и «русские генералы», которые объявили войну криминалу на полуострове, — «все это объединило недовольство Цекова и его окружения недостатком должностей и власти». К недовольным присоединились и коммунисты во главе с Леонидом Грачом, который на президентских выборах в Крыму занял лишь четвертое место.

В сентябре 1994-го крымский парламент вновь переписал конституцию, существенно урезав полномочия президента по формированию исполнительной власти республики и контролю за ней. В ответ Мешков издал указ о роспуске парламента и заявил о намерении взять всю полноту власти в свою руки. Однако депутаты не стушевались и отправили в отставку правительство Сабурова. Новый кабинет возглавил Анатолий Франчук, сват Леонида Кучмы.

После этого по предложению Верховной Рады Украины крымские депутаты приняли еще около 40 поправок к конституции, ликвидировав, в частности, пост президента и ограничив самоуправление республики. Главная пророссийская сила полуострова — «Блок Россия» — был расколот. Окончательно Мешков лишился президентских полномочий 17 марта 1995 года, когда Верховная Рада приняла закон «Об отмене конституции и некоторых законов автономной республики Крым», снова вернув полуострову статус автономии и ликвидировав республику, просуществовавшую таким образом почти три года.

Автономная республика

23 декабря 1998 года была, наконец, принята конституция Крыма, действующая и по сей день. По этому документу автономная республика является неотъемлемой частью Украины, а сам он действует в пределах полномочий, определенных украинской конституцией. При этом в случае, если какие-то местные нормативные акты противоречат аналогичным документам, принятым в Киеве, то они утрачивают силу — таким образом вся законодательная база Крыма была поставлена в полную зависимость от украинских законов. Автономия также лишилась права законодательной инициативы, а высшее должностное лицо в республике — глава кабинета министров — утверждается исключительно с одобрения Киева.

Все налоги Крым направляет в государственную казну, так же как и плату за аренду Черноморским флотом РФ гаваней в Севастополе в размере 97 миллионов долларов в год (впрочем, эти средства не поступают живыми деньгами, а идут в зачет долгов за поставки российского газа). Государственным языком автономии стал украинский, что вызвало наибольшее возмущение русскоязычных жителей полуострова. Хотя, по правде говоря, о том, что «мова» — государственный язык, в Крыму мало что напоминает.

Правда, после того как президентом Украины в 2005 году стал Виктор Ющенко, украинские власти попытались начать наступление на русский язык в Крыму, что вызвало ответную реакцию: все годы президентства Ющенко на полуострове не утихала протестная активность. Причем митинги пророссийских организаций, выступивших против «оранжевой» власти, неизменно сопровождались требованиями вернуться к конституции 1992 года.

При этом правовые коллизии, возникшие в результате подчинения Крыма украинскому законодательству, по мнению многих, фактически нивелировали сам автономный статус региона. «Смотрите, — говорил в начале февраля лидер крымской партии «Союз», депутат Верховной Рады Украины Лев Миримский, — Крым живет в законодательном поле Украины. Верховный совет Крыма — это не полноценный законодательный орган, он может принять только нормативно правовой акт, регулирующий жизнедеятельность. Это примерно как облсовет. Вот в этом минус... Когда мы принимали конституцию, был такой депутат Заец (депутат Украинской народной партии Иван Заец прим. «Ленты.ру»), который внес поправку, и Верховная Рада приняла так называемую «поправку Заеца», которая гласит, что любой закон, который принимается Верховной Радой Украины, выше конституции Крыма. Что само по себе маразм! [Это] убивает всю автономию! Завтра приняли любой закон, и никто на конституцию Крыма не смотрит! Это и есть проблема».

Один из лидеров крымского казачества Юрий Першиков уверен, что до последних событий в Крыму действовали сразу три конституции. «Автономия Крыма, — замечает он, — которая так и не была реализована, которая не работала, досталась нам не за красивые глаза. На самом деле это был референдум, это была воля людей. И я думаю, что де-факто крымскую конституцию 1992 года никто не отменял. То есть у нас имеется конституция Крыма, «конституция Грача» 1998 года и конституция Украины. И есть институт президентства, тот же Мешков, который находится сейчас в Москве. Понятно, что Юрий Александрович — где-то романтик, но тем не менее как светлый образ, светлая память для нашей молодежи он является определенным примером, и я думаю, что это может быть очень сильная карта, которая будет разыграна».

Область или независимость?

Превращение Крыма в область — давняя мечта украинских политиков националистического толка, выступающих с позиций неделимого, унитарного государства. «Время подсказывает: давно пора решительно и бескомпромиссно аннулировать придуманную для удовлетворения Москвы автономию украинского Крыма», — заявляли в 2008-м году в Народном рухе. После того как партия «Свобода» Олега Тягнибока прошла в Верховную Раду в 2012 году, националисты провозгласили преобразование Крыма в Таврическую область своей программной задачей.

«Мы требуем вынести на всеукраинский референдум вопрос об отмене автономного статуса республики Крым — это должна быть 27-я, Таврическая область — и об отдельном статусе Севастополя, который должен стать одним из административных центров Таврической области. Это положение нашей программы. Мы планируем его проведение», — заявлял летом прошлого года депутат Верховной Рады, «свободовец» Игорь Швайка. Ныне он занимает пост министра аграрной политики Украины в кабинете министров Арсения Яценюка.

Риторику Шавйки поддерживала и его коллега по партии Ирина Фарион. Превратив автономию в область, Украина, по ее словам, оторвет «благословенные земли Украины от бывшего колонизатора Московии» и изгонит с полуострова Черноморский флот РФ, предотвратив превращение Крыма в «полигон для удовлетворения имперских амбиций Кремля». По мнению же лидера крымских «свободовцев» Александра Болтяна, статус автономии никакой пользы Крыму не приносит. «Одна головная боль», — считает он, указывая на необходимость содержания огромного бюрократического аппарата: правительства, парламента, департаментов, комитетов.

После того как в феврале этого года на Украине сменилась центральная власть, силы, по факту возглавившие Крым, отказались подчиняться новому руководству страны, объяснив свое фрондерство серьезными опасениями по поводу статуса полуострова и ущемления прав русскоязычных. По их словам, особенно опасной ситуацию делает то, что в новое правительство Украины вошли в том числе и «свободовцы». Избранный новым премьером автономии лидер «Русского единства» Сергей Аксенов и спикер крымского парламента Владимир Константинов («регионал» и до недавнего времени главный враг местных украинофилов) провозгласили курс на восстановление суверенитета полуострова. Правда, о выходе из состава Украины речи пока не идет.

В Киеве ожидаемо признали предстоящий референдум нелегитимным, однако крымскую верхушку это, похоже, не смущает. Обратившись за помощью к России, Симферополь готов отстаивать право Крыма на независимость. Свое мнение по такому случаю высказал и проживающий в Москве Юрий Мешков. «Призываю украинцев разделить нашу радость обретения Свободы и Независимости, нашего права самостоятельно решать судьбу нашего народа. Без чьего-либо диктата избирать свои органы власти, жить соответственно своим представлениям о благе, о справедливости. Ведь именно эти, понятные всем устремления и вывели вас на Майдан», — напомнил он украинцам.

Другое дело, что сейчас вице-спикером крымского парламента является Сергей Цеков (он уже анонсировал переход полуострова на московское время, вспомнив опыт своего прежнего политического противника Мешкова) — тот, кто 20 лет назад сделал все, чтобы полуостров лишился значительной части своего суверенитета. И это вызывает определенные вопросы к тому, насколько принципиально крымские политики готовы отстаивать статус своего региона. Как и то, помогут ли им в этом многочисленные отряды «неизвестных вооруженных лиц», взявших под контроль все стратегические объекты полуострова.

Взято отсюда