В России за путинское «жирное» десятилетие исчезли десятки тысяч сел и деревень. В некоторых еще теплится жизнь, но скоро и ее не станет. Блог Толкователя публикует фото Ксении Диодоровой о жизни в Костромской области и Карелии, а также фоторепортаж о самой длинной в России Алапаевской «узкоколейке» в Свердловской области.
На перепись населения 2010 года было потрачено свыше 17 миллиардов рублей, но считать ее итоги полностью достоверными затруднительно – это было формальное мероприятие. Но определенные тенденции установить все же удалось – это, прежде всего, как общее сокращение численности населения, так и обезлюживание малых городов и сел. Официально в России 12% сельских населенных пунктов не имеет населения, в 24% деревень живет не более 10 человек в каждой, а в 20% – не более 50. В совокупности это 88 тысяч поселений из примерно 153 тысяч зарегистрированных.
Фото Александра Кустова (Красноярский край) с сайта Родинки:
Путешествие по глубинной России часто оказывается психологическим испытанием для жителей крупных городов. Как пишет фотограф Ксения Диодорова в своем блоге, «представленные в этой серии фотографии были сделаны мной во время экспедиции по России, в Костромскую область. Каждое утро мы садились в машину и объезжали близлежащие деревни, заходили в дома к людям. Встречались деревни домов в 20, в которых живет только один человек или одна семья, а остальные все – брошены. И хоть с этими людьми мы говорим на одном языке и живем в одной стране, все в них стало для меня открытием и потрясением, как если бы я оказалась на другой планете«.
Беломорский район Карелии:
В России выживание поселков прямо зависит от «подключенности» к транспортной инфраструктуре. На Урале медленно, но верно умирает уникальная Алапаевская узкоколейная дорога, которая была построена еще в конце XIX-начале XX веков. 30 лет назад ее длина достигала до 650 километров. Сейчас она по-прежнему остается самой длинной узкоколейкой в России (правда, уже лишь 260 километров протяженностью), но большинство ее станций уже закрыты, поезда ходят три-четыре дня в неделю, а население умирающих поселков, расположенных вдоль нее, гоняет по «железке» на дрезинах-пионерках (фото Денис Тарасов).
Дорога еще живет лишь за счет лесозаготовок – частные промышленники вырубают тайгу и возят кругляк по железной дороге. Однако этот бизнес с каждым годом становится все менее рентабельным. Часть поселков вдоль дороги уже вымерла, в других остались лишь те, кому некуда податься. Население спивается, от безделья единственным развлечением остается закидать камнями проходящий мини-состав. Во многих деревнях, еще живых, нет ни электричества, ни мобильной связи, ни медицинской помощи.
Взято отсюда