Знаковое событие: на этой неделе Египет в торжественной обстановке открыл еще одно русло Суэцкого канала. Теперь суда, плывущие из Средиземного моря в Красное, смогут не простаивать перед входом, ожидая, когда канал освободит караван, идущий в обратном направлении. Таким образом, пущенный в эксплуатацию еще в 1869 году гидротехнический узел теперь способен работать без излишних издержек, а путь из Европы в Азию сократился по времени почти на сутки.
Наследники Лессепса
Но уникальность этого события в другом. Пожалуй, впервые в истории столь серьезные работы по расширению действующего канала, длина которого составляет 173 километра, были профинансированы не из государственных бюджетов и даже не из фондов корпораций, а гражданами страны. Новое русло было построено всего за один год и обошлось Египту в 8,5 миллиарда долларов. Деньги были собраны в качестве пожертвований населением страны; собрали необходимую сумму всего за 48 часов. За двое суток!
Разительный контраст с тем, как проходило строительство самого Суэцкого канала полтора века назад. Концессию от вице-короля Египта Саид-паши французский дипломат Фердинанд де Лессепс получил в 1855 году, но основать в Париже компанию, которая должна была прорыть водный путь непосредственно между двумя морями, он сумел только в 1859 году. Египетское правительство получило в ней 44 процента акций, французское — 53 процента, остальные три процента уставного капитала были распределены между другими странами.
Собранных таким образом 200 миллионов франков все равно не хватило. Часть денег пришлось потратить на подкуп дворцовых Саид-паши, а затем и его наследника Исмаил-паши; немало средств было потрачено на обширную рекламу проекта в европейских странах. Пришлось выпустить облигационный заем на сумму еще почти 167 миллионов франков. Закончить строительство в шестилетний срок, как обещал Лессепс, все равно не удалось. Только земляные работы заняли 11 лет. Ширина канала составила от 120 до 150 метров, а глубина — 12 метров. Затем его углубили до 20 метров. Официальное открытие судоходства по Суэцкому каналу состоялось только 17 ноября 1869 года.
Теперь египетские власти намерены превратить Суэцкий канал в один из крупнейших в мире транспортных узлов. «У нас есть план развития на ближайшие 15 лет, согласно которому к 2030 году большая часть египетской экономики будет основываться на предоставлении услуг. Суэцкий канал станет хабом, большим логистическим центром», — говорит министр планирования и административных реформ страны Ашраф Араби.
Новый Суэцкий канал будет состоять из огромного обслуживающего комплекса и нескольких промышленных зон. В одну из промзон египетские власти предлагают вложиться иностранным инвесторам, в том числе и российским. Можно сказать, что в этом деле египтяне решили воспользоваться тем же самым краудфандингом, что и при финансировании самого строительства. По словам руководителя администрации канала адмирала Мохаба Мамиша, доходы Египта от эксплуатации обновленного водного пути возрастут с 5,3 миллиарда долларов в 2015 году до 13,2 миллиарда к 2023 году.
В складчину
Новомодный финансовый термин «краудфандинг» происходит из двух английских слов: сrowd (толпа) и funding (финансирование). Это добровольное объединение людей, дающих деньги или ресурсы на финансирование каких-либо проектов. Часто такие проекты носят благотворительный характер. Краудфандинга такого масштаба, как в случае с расширением Суэцкого канала, мировая экономика еще не знала. «Этот проект — воплощение доверия народа своему президенту», — с пафосом отмечает посол Египта в России Мохамед Эль-Бадри.
Правда, теперь за это доверие правительство страны будет выплачивать своим гражданам по 12 процентов годовых в течение пяти лет, — деньги привлекались путем открытой подписки на выпущенные облигации. Зато теперь через канал смогут проходить не 49 кораблей в сутки, как раньше, а 97. И, как прогнозируют власти, к 2023 году это принесет в бюджет страны дополнительный доход в размере 15 миллиардов долларов.
Церемония открытия нового русла Суэцкого канала началась с торжественного прохода яхты «Аль-Махруса» — этот круизный корабль первым прошел из Средиземного в Красное море и в 1869 году. Это было уже третье открытие Суэцкого канала, второе состоялось в 1975 году: президент Арабской республики Египет Анвар Садат открывал судоходство по каналу после арабо-израильской «войны Судного дня».
Канал, соединивший Европу и Азию, не раз попадал в эпицентр вооруженных конфликтов. Во время Суэцкого кризиса 1956-го — 1957 годов он был национализирован Египтом, которому пришлось воевать одновременно с Израилем, Великобританией и Францией. Затем последовала шестидневная война 1967 года. В ходе арабо-израильской войны 1973 года судоходство по Суэцкому каналу было полностью закрыто.
Сначала Суэц форсировали египетские войска, пытавшиеся выбить израильских солдат с Синайского полуострова. Затем в обратном направлении канал преодолела Армия обороны Израиля, нанесшая Египту решающее поражение в так называемой «Битве за китайскую ферму», — так на израильских картах была обозначена опытная сельскохозяйственная станция, где было установлено японское оборудование; иероглифы на нем израильские солдаты приняли за китайские.
На церемонии открытия нового русла Суэцкого канала вся его территория была украшена билбордами с простым, но красноречивым лозунгом: «Спасибо египетской армии». Именно на военных возложена охрана судоходной артерии от террористических атак.
Ложка дегтя
Впрочем, заработать заявленные дополнительные 15 миллиардов долларов до 2023 года за счет транзита судов по Суэцкому каналу и его новому руслу Египту еще только предстоит. С одной стороны, аналитики отмечают, что модернизированный путь «из араб в греки» позволит теперь проводить и современные крупнотоннажные нефтяные танкеры и контейнеровозы, которые раньше вынуждены были идти вокруг Африки, огибая мыс Доброй Надежды. С другой стороны, каких-либо предварительных заказов на это администрация водной артерии пока не имеет.
Неделю назад международная консалтинговая компания Capital Economics опубликовала специальное исследование, посвященное открытию нового русла Суэцкого канала. В нем эксперты высказывают сомнения, что вложенные в строительство инвестиции окупятся. По их подсчетам, чтобы ожидания египетских властей оправдались, до 2023 года мировая торговля должна расти темпами, превышающими девять процентов ежегодно. «Это, мягко говоря, слишком оптимистично», — говорят аналитики.
Ну, а в России, например, вновь заговорили о том, что Суэцкий канал не самый короткий путь из Европы в Китай и Японию. Нетрудно догадаться, что главный его конкурент — наш Северный морской путь: количество проходящих по нему судов растет примерно на 7 процентов в год. К примеру, протяженность маршрута из Санкт-Петербурга во Владивосток северным путем составляет 14,2 тысячи километров, а через Суэцкий канал — 23,2 тысяч километров. Соответственно, Северный морской путь экономит судоходным компаниям 20 дней пути. Другое дело, что для его развития российское правительство пока так и не догадалось собрать нужные средства с российских граждан методом краудфандинга. И не факт, что даже если оно на это решится, россияне доверят государству свои деньги.