Затерянные во льдах. Полярные станции СССР и России 80 лет дрейфовали на льдинах. Что придет им на смену?
В 2022 году в России начнет работу уникальная арктическая платформа «Северный полюс» — научно-исследовательское судно для круглогодичного комплексного мониторинга в высоких широтах. Платформа будет вмерзать в лед и дрейфовать в Арктике, позволяя ученым вести на ней исследования. Она станет преемницей дрейфующих полярных станций — советского ноу-хау, придуманного в далеком 1929 году. Одна станция сменяла другую на протяжении многих лет, пока в 2013 году точку в их истории не поставило глобальное потепление. Историю советских и российских арктических дрейфов, на смену которым приходит новейшая платформа «Северный полюс», вспомнила «Лента.ру».
Автором идеи дрейфующих полярных станций в 1929 году стал Владимир Визе — исследователь из Петербургского арктического института. Визе придумал по-настоящему дешевый и эффективный способ исследования Арктики.
Его идея была проста: на специально подобранную арктическую льдину устанавливали станционные домики и оборудование, которое в конечном итоге стоило куда меньше, чем, к примеру, путешествие на ледоколе. Именно благодаря дрейфующим станциям российские, а позже и советские ученые получили возможность исследовать Арктику круглый год.
Самую первую дрейфующую экспедицию, которая начала работу 21 мая 1937 года, назвали «Северный полюс» — это название стало традиционным и позже присваивалось всем полярным станциям: менялись лишь порядковые номера. Первым дрейфом руководил герой Гражданской войны Иван Папанин.
Он и остальные участники экспедиции получили ученые степени доктора географических наук, а также были избраны почетными членами Всесоюзного географического общества. Но следующую станцию — «Северный полюс-2» — установили на льдине лишь 13 лет спустя, в 1950 году: сказались внутренние проблемы страны и война.
Однако с середины XX века полярные дрейфы в СССР стали организовывать ежегодно.
Если первые дрейфующие экспедиции работали в основном ради мирного развития науки и подъема престижа СССР, то с началом холодной войны они резко стали оборонными объектами стратегического значения
Работа полярных станций помогала уточнять маршруты атомных субмарин: полярники контролировали гидроакустические установки, отвечавшие за обнаружение подлодок противника. Кроме того, дрейфы участвовали в подготовке возможных налетов советских стратегических бомбардировщиков на США через Северный полюс.
Исследования с перерывом на 90-е
Если в первый раз работе дрейфующих полярных станций помешала Великая Отечественная война, то во второй раз она прервалась из-за распада СССР. После того как в июле 1991 года закончила свою работу станция «Северный полюс-31», в Росгидромете решили приостановить регулярные исследования Арктики с использованием дрейфов.
Официальной причиной стала доктрина, согласно которой исследования Крайнего Севера без участия человека более эффективны.
Реальность, впрочем, была куда более прозаичной: у ученых просто не было денег на новые дрейфующие экспедиции
Возможность вновь поднять российский флаг над Арктикой появилась лишь в 2003 году. Тогда финансировать новую экспедицию согласился Центр пропаганды, развития и освоения территорий Арктики и Антарктики «Полюс». Чтобы весь проект окупился, центр пошел на сотрудничество с туристической компанией «Тур Лэнд» — она занялась организацией дорогостоящих арктических туров.
Но тогда, в 2003 году, организовать поездку туристов к полюсу так и не удалось — и полярникам в итоге пришлось обратиться за дополнительной помощью к государству. Дрейфующую станцию «Северный полюс-32» курировал лично вице-спикер Госдумы от фракции «Единая Россия» и президент Ассоциации полярников России Артур Чилингаров.
26 апреля 2003 года 12 участников проекта (в основном сотрудники Санкт-Петербургского арктического и антарктического НИИ) высадились на предварительно подобранной льдине толщиной 2,5 метра и размером 0,5 на 9 километров.
С началом экспедиции полярников по телефону поздравил лично президент России Владимир Путин
Научная экспедиция «Северного полюса-32» исследовала механизмы взаимодействия океана с атмосферой и по плану должна была завершиться 20 марта 2004 года, однако 3 марта льдина, на которой базировалась станция, раскололась. Никто из 12 участников экспедиции не пострадал, но под воду ушли шесть домиков полярников, снегоход и два трактора.
Члены экспедиции сразу связались с пограничниками и запросили экстренную помощь. 6 марта вертолет Ми-26 Архангельского авиаотряда переправил полярников на Шпицберген, откуда они вылетели на материк.
Опасный лед
В последующие годы в Арктике дрейфующие полярные станции работали постоянно. При этом часть экспедиций заканчивалась спасательными операциями: льдины, на которых находились станции, начинали раскалываться. Конечно, полярники — люди героической профессии — изначально были готовы к таким ситуациям. Но все равно их жизни раз за разом оказывались в опасности.
Даже самая первая дрейфующая станция — папанинская — была уничтожена торосами в феврале 1938 года: тогда четверых зимовщиков эвакуировали ледоколами. В январе 1966 года льдина, на которой находился «Северный полюс-14», столкнулась с островом Жанетты и начала крошиться, а в начале февраля развалилась полностью, натолкнувшись на остров Генриетты. На этот раз полярников эвакуировали вертолетами.
В 1986 году участники научно-спортивной экспедиции «Комсомольской правды» были вывезены с лишившейся аэродрома станции летчиком Сергеем Горбиком, которому удалось посадить самолет на обломке льдины длиной всего 350 метров. Наконец, последняя советская станция «Северный полюс-31» закончила свою работу после того, как попала в теплые течения, и льдина начала стремительно таять.
Несмотря на все эти сложности, почти 80 лет специалисты изучали закономерности формирования и развития природных процессов региона. Однако последствия глобального потепления сделали работу на дрейфующих полярных станциях слишком опасной. Примером тому стала история станции «Северный полюс-40», которая стала последней в своем роде.
Последний дрейф
Станцию «Северный полюс-40» создали на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана в октябре 2012 года. Cтанция была организована несколько севернее 85 градуса северной широты и на уровне 142 градусов восточной долготы. В задачи команды станции из 16 человек входило наблюдение за состоянием окружающей среды, метеорологические наблюдения и испытания научных приборов.
Дрейфующая станция переместилась более чем на 1700 километров, однако в тот момент, когда «Северный полюс-40» находился вблизи экономической зоны Канады, полярники оказались в опасности.
На базовой льдине станции произошел разлом из-за «аномального развития природных процессов» в Арктике — так гласила официальная формулировка
Изначально окончание работы «Северного полюса-40» было запланировано на август, но из-за внештатной ситуации полярникам потребовалась досрочная эвакуация. 23 мая Сергей Донской, в то время возглавлявший Минприроды, отдал распоряжение в трехдневный срок разработать план спасательной операции.
31 мая на помощь полярникам из Мурманска вышел ледокол «Ямал», который вскоре снял их с остатков льдины. К концу июня полярники высадились на Северной Земле рядом с мысом Баранова, чтобы расконсервировать оставленную там больше 20 лет назад исследовательскую станцию и продолжить работу по изучению атмосферы и океана Арктики. Часть участников экспедиции «Северный полюс-40» осталась на борту ледокола и отправилась домой.
После экстренного завершения этого дрейфа стало очевидно, что условия в Арктике изменились и высаживать там людей на лед стало небезопасно. Однако проводить арктические исследования по-прежнему было необходимо. Решение этой проблемы нашли несколько лет спустя: им стала уникальная платформа, получившая традиционное название «Северный полюс».
Станция нового уровня
Церемония резки металла для строительства платформы «Северный полюс» проекта 00903 состоялась на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге три года назад — 20 декабря 2018 года. Заказчиком создания уникального дрейфующего ледостойкого самодвижущегося судна стал Росгидромет.
По расчетам конструкторов, «Северный полюс» сможет развивать скорость до десяти узлов и будет два года дрейфовать в Северном Ледовитом океане. Длина платформы — 83,1 метра, ширина — 22,5 метра, водоизмещение — более десяти тысяч тонн. Она имеет взлетно-посадочную площадку для вертолетов Ми-8 и Ми-38, специальную яйцевидную форму, которая позволит минимизировать воздействие льда, и особо прочный корпус из редкой стали.
Зимовка на платформе будет проходить при экстремальной температуре ниже 50 градусов. Экипаж «Северного полюса» будет состоять из 14 человек, а научная экспедиция — из 34 ученых. По мнению специалистов, новая российская платформа по-настоящему уникальна, но ее необычная яйцевидная форма неожиданно стала поводом для международной дискуссии.
В декабре 2020 года американское издание The Drive написало о «Северном полюсе», что «новое российское арктическое исследовательское судно может стать самым уродливым кораблем из всех, что мы видели». Впрочем, на выпад американцев вскоре ответил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров.
Он пояснил, что «Северный полюс» большую часть времени будет находиться во льдах, и «благодаря бортам округлой формы льды не раздавят его, а будут выжимать на поверхность»
По словам Макарова, при проектировании платформы «вдохновлялись знаменитой шхуной Fram, которая была построена специально для вмораживания во льды и прекрасно себя показала в течение трех лет арктического дрейфа норвежской полярной экспедиции [исследователя Фритьофа Нансена — прим. «Ленты.ру»]».
Кстати, из-за странной формы бортов ее [шхуну Fram] тоже обзывали, зато сейчас это легендарное судно, побывавшее в трех самых важных экспедициях столетия. Нашей платформе мы сулим не менее яркую карьеру
Александр Макаров
директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института
Большие перспективы
После отказа от использования дрейфующих полярных станций исследователи перестали получать точные данные о состоянии природы на Севере. Однако запуск платформы «Северный полюс» призван исправить эту ситуацию.
Мы сможем проводить наблюдения круглогодично. А технические характеристики позволят платформе два года дрейфовать в Арктике, не заходя в порты
Александр Макаров
директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института
Исследователь сообщил, что на борту «Северного полюса» расположится шестнадцать лабораторий, которые будут оборудованы современной техникой. Единая программа исследований позволит создать точные климатические модели и повысит уровень поддержки безопасной навигации на Севере.
Продукты и одежду для жизни полярников на платформе будут доставлять авиацией. По словам Макарова, срок службы «Северного полюса» составляет 25 лет, но его можно увеличить до 30-40 лет, чтобы проводить долгосрочные эксперименты и исследования. При этом варианты использования платформы могут быть самыми разными.
Один из них 3 сентября 2021 года обозначил президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ).
Глава государства указал, что Россия в настоящее время возглавляет Арктический совет, и предложил организовать международную экспедицию в высокие широты Арктики. Базой экспедиции, по его словам, станет дрейфующая научная станция «Северный полюс». Так что перспективы у уникальной российской платформы явно очень интересные.