Сенаторы от республиканской и демократической партий США выразили возмущение в связи с тем, что администрация президента Барака Обамы затягивает с введением новых санкций против России.
Американских политиков не удовлетворило и заявление помощника госсекретаря Виктории Нуланд о том, что США откладывают введение новых ограничительных мер в отношении РФ до момента их согласования с европейскими коллегами. Нуланд объяснила, что США и Евросоюз ждут «подходящего момента», - на следующей неделе (16 июля) должна состояться последняя перед летними каникулами встреча американских и европейских дипломатов.
В свою очередь, 9 июля участники совещания ЕС на уровне постоянных представителей «договорились о внесении еще 11 человек в санкционный список для РФ и Украины», но отказались от секторальных ограничений из-за надежды на успех мирных посреднических инициатив Германии и Франции.
Как сообщило польское информагентство РАР со ссылкой на собственные источники, часть стран хотела сильной позиции ЕС, а именно - добавить в черный список весомых российских политиков, а также санкций в виде замораживания проектов, которые софинансирует в России Евросоюз. Однако, как отмечает агентство, большинство решило, что надо дать шанс усилиям Франции и Германии, направленным на разрешение кризиса на Украине.
В связи с этим, представляет интерес заявление главы МИД Франции Лорана Фабиуса, который 9 июля в беседе со своим российским коллегой Сергеем Лавровым признал нарушение Киевом берлинских договоренностей. А чуть ранее министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер призвал власти Украины сесть за стол переговоров с ополченцами (чего Киев категорически не хочет) для мирного урегулирования конфликта на Востоке Украины.
Получается, что Европа, имитируя санкционную деятельность в отношении РФ, делает ставку в переговорах об урегулировании кризиса на политиков Франции и Германии, чьи заявления не созвучны с позицией киевских властей.
Стоит отметить, что 10 июля лидеры России Владимир Путин, Германии Ангела Меркель и Франции Франсуа Олланд также высказались за скорейшее прекращение огня и встречу контактной группы с участием представителей протестных регионов.
Заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин обращает внимание на тот факт, что послы стран Евросоюза добавили в санкционный список в основном представителей ополчения (кого именно - пока неизвестно, сообщается только, что из среди 11 человек только два-три имеют отношение к российской политике).
- Европейцы, наконец, начинают понимать, что игра, которую ведет США, - нечестная, и от подыгрывания Штатам они вряд ли что-либо выиграют в долгосрочной перспективе. Поэтому все больший вес набирают мнения о сдержанной и прагматичной позиции по российско-украинскому вопросу. Что касается требований американских политиков об ужесточении санкций, то таким образом Штаты, что называется, «расчехляются», то есть демонстрируют свои истинные намерения, которые, как уже не раз говорилось, состоят в экономическом выдавливании российских компаний с европейского рынка.
Стоит отметить, что в Европе и раньше не было единообразия во мнении относительно России. Некоторые политики откровенно говорили, что с РФ связываться не стоит, но такие голоса звучали из второстепенных европейских государств, вроде Австрии и Италии. Сейчас акценты сместились на более высокий уровень, если уже Фабиус и Штайнмайер говорят неугодные Киеву вещи. Как с такими «парламентерами» Европе вести переговоры, чтобы не навлечь на себя гнев Штатов – по факту это уже проблема Евросоюза, потому что это хоть и интегрированный, но довольно разрозненный механизм, и в данном случае ЕС должен сам решить, как действовать в такой ситуации.
Завсектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов говорит, что, если раньше в восприятии украинского кризиса шла «игра в одни ворота», то теперь Европа начинает понемногу осознавать истинные причины событий.
- Европа и США, проводя санкционную политику, преследуют достаточно разные цели. Очередной раунд добавления персоналий – 11 человек – это плановая работа, главный козырь (третий пакет санкций, связанный с ограничениями в банковском и энергетическом секторах) Запад сохраняет в колоде. Список персоналий может расширяться сколько угодно, на российском народе это не отразится, а бизнесмены и политики в любом случае найдут возможность, чтобы посмотреть мир и отдохнуть…
Штаты требуют от Европы усиления санкций, а она всего лишь симулирует активность: никто из европейцев не хочет вводить санкции, которые ударят по ним бумерангом. И здесь многое зависит от позиции Германии и Франции, поскольку это ведущий тандем Евросоюза и крупнейшие экономики ЕС, от которых во многом зависят связи с Россией.
В общем, от нынешней фазы санкций никому ни холодно, ни жарко, просто атмосфера крайне неприятная. США же во всем ищут повод для дальнейших ограничений, мол, вот переместилась колонна танков, - давайте накажем РФ, а вот передислоцировалась большая группа ополченцев - за это точно России надо ответить и т.д. Но Россия действует крайне аккуратно и не дает повода для введения серьезных ограничений.
Что касается заседания ЕС на уровне постоянных представителей, то это, безусловно, важный форум. Но главное мероприятие - заседание глав государств и правительств (Евросовет) состоится 16 июля, на нем будут приниматься важные решения, и именно на членов Евросовета давят Штаты. Но я думаю, что европейцы воздержаться от резких телодвижений, может, и предпримут какие-то компромиссные шаги, но не себе во вред.
Стоит отметить, что вся эта санкционная политика вокруг кризиса - игра на долгосрочную перспективу, на месяцы: она будет то усиливаться, то – ослабляться. Думаю, мы еще увидим разные нюансы перипетии этой сложной геополитической игры.
Порошенко, конечно, заявляет, что АТО продлиться всего лишь месяц, но это – откровенный блеф. Донецк и Луганск – это огромные городские агломерации, растянутые на большом пространстве. К тому же, каждый день АТО стоит Киеву от 3 до 6 млн. долларов. Потянет ли Украина такие расходы при ее нынешнем экономическом состоянии? Очень сомневаюсь.
«СП»: - Штайнмайер призывает Киев начать переговоры с ополченцами, а Фабиус признал нарушение Киевом берлинских договоренностей, - это можно назвать прорывом?
- Конечно, ведь капля камень точит. Европейцы начинают признавать реалии. Недаром наш мужественный и талантливейший глава МИД Сергей Лавров бьется каждый день и ночь за равный подход ко всем сторонам конфликта. Запад сначала делал ставку на выборы президента, считая, что после того, как Порошенко займет кресло главы руководства, все наладится. Но оказалось, что кризис не рассосался, выяснилось, что его не ветром надуло, а что его истинные причины - раскол страны и недоразвитость этнонациональной идентичности Украины.
Руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелев также считает, что Европа начинает отходить от безоглядной поддержки Киева и начинает подходить достаточно критично ко всему тому, что сейчас происходит на Украине, в том числе и к деятельности новых украинских властей.
- Да к власти пришел более-менее легитимный президент (все-таки выборы состоялись, пусть не на всей территории, но, тем не менее), есть парламент, премьер-министр, и это уже не временные фигуры, которые были назначены неизвестно кем, С них можно уже что-то спрашивать. И сейчас у европейцев, которые достаточно непредвзято начинают оценивать ситуацию, начинают возникать вопросы: а что же на само деле произошло на Украине? кто победил? действительно ли к власти пришли демократы? учтены ли те лозунги, с которыми украинцы шли на Майдан?
И европейцы видят, что у власти фактически находятся радикальные националисты. Несмотря на то, что Порошенко подписал соглашение об ассоциации с Евросоюзом, что идут разговоры о необходимости полной интеграции Украины в НАТО и ЕС, тот же «Правый сектор» и другие националистические группировки на Украине относятся к этим идеям и вообще к Западу весьма скептически.
Естественно, отбросив всю эту геополитическую риторику, задумываясь о реалиях происходящего на Украине, западные державы начинают занимать все более и более сдержанную позицию. Европа не признает силовых действий в отношении мятежных республик, кроме того, были достигнуты договоренности в Берлине (а ранее - в Женеве), а политики постоянно проводят телефонные переговоры, но Порошенко действует всему наперекор. Он говорит о необходимости мирного разрешения конфликта, а в действительности активность и жесткость боевых действий только нарастает, число жертв среди мирного населения увеличивается.
Европа не может не видеть, что Киев не хочет решать все эти сложнейшие проблемы с помощью переговоров, а хочет урегулировать кризис государства с помощью силы. Это вызывает у европейцев сомнения и опасения. Они смотрят на новых деятелей, которые активизировались на Украине, на того же Коломойского. А чем он лучше Януковича? Что Коломойский сделал такого, чтобы его можно было называть демократом? От внимания европейских политиков не ускользает и факт борьба между Ахметовым и Коломойским, передел собственности…
Да и события в Одессе потрясли Европу, хотя печать скрывала реальные подробности трагедии, но, тем не менее, они просочилось, и вопросы задаются как левыми, так и правыми силами. Мари Ле Пен жестко критикует правительство Олланда по этой теме, а ведь и на эти замечания надо что-то отвечать, надо учитывать настроения, которые только возрастают…
Встает вопрос – как Европе поддерживать борьбу Киева против ополченцев, когда в ЕС полно своих таких же «сепаратистов» - в Шотландии и Каталонии, которые желают независимости, в том числе и от Евросоюза? Неужели ЕС даст «зеленый свет» на применение силы на своей территории? Конечно же, нет. И вести откровенно двойную игру, разрешая Киеву одно, и запрещая то же самое у себя в Европе, - европейцы не могут.
К тому же, сейчас очень сложно обвинить Россию в том, что кризис на Украине – это ее инициатива. Руководство РФ дало ясно понять, что вводить войска не собирается, что оно готово сотрудничать с европейскими державами в урегулировании кризиса. Поэтому все свалить на Россию невозможно, а, следовательно, напрашивается вывод, что нынешняя ситуация на Украине – результат развития кризиса и плод деятельности самих украинских властей.
Потом, надо прямо сказать: Европа уже подустала от украинского кризиса. Она не хочет брать на себя ответственность за судьбу Украины, взваливать на себя расходы по подъему украинской экономики. Она готова спихнуть все это на Америку, а желательно - на Россию, а для этого надо себя вести соответственно по отношению к РФ.
Конечно, когда мы говорим о европейских державах, надо понимать, что это - общее понятие. Скажем, позиция Лондона в силу известных обстоятельств не меняется, по-прежнему действует, исходя их своих старых убеждений, Варшава, но Париж и Берлин, которые втянулись в урегулирование украинского кризиса и которые прекрасно знают всю подноготную этого процесса, четко представляют реалии происходящего, поэтому их представители говорят немного другие вещи. Это, конечно, противопоставляет их в известной степени Вашингтону, который жестко требует наказать Россию и который толкает Порошенко на жесткую и авантюристическую позицию в отношении Донбасса.
Европа не хочет идти на обострение отношений с Россией: все-таки ежегодный товарооборот составляет почти 0,5 трлн. долларов, у нас много взаимовыгодных проектов. Опять-таки РФ поставляет энергоресурсы, а европейский бизнес, в общем и целом, чувствует себя в России очень хорошо, ему удалось найти подходы к российским чиновниками и бизнесменам.
Сколько от Олланда не требовали, чтобы он отказался от исполнения договоренностей по «Мистралям» (что было бы для нас благом, потому что вертолетоносцы не вписываются в нашу концепцию военно-морского строительства), но он этого не делает, потому что понимает, что это нанесет мощный удар по экономике и по репутации Франции.
То есть украинский кризис еще раз продемонстрировал существующие расхождения между Вашингтоном и Европой. Если для США события на Украине – хороший повод для укрепления своих геополитических позиций, то Евросоюз заинтересован в скорейшем разрешении кризиса и как можно с меньшими издержками, иначе все это расшатывает европейскую безопасность, в том числе – создает проблемы с транзитом газа.
Что касается проблем во взаимоотношениях Европы и США, то их надо рассматривать через призму отношений Штатов с отдельными европейским государствами. К тому же объем экономических связей США и ЕС огромен. Хотя последние десять лет шло много разговоров о том, что Европе целесообразно взять крен в сторону РФ и отойти от США, что позволило бы ей укрепить свои конкурентные позиции в мире и превратиться в реальный центр политической силы, но мы видим, что этого так и не произошло. Европа качнулась в сторону США. Естественно, что интересы ЕС и Штатов целиком и полностью не могут совпадать, между ними есть расхождении, и предел дистанцирования был, есть и будет, но преувеличивать это дистанцирование и говорить о каком-то противостоянии даже в долгосрочной перспективе не стоит.