Дефрагментация Рубика

2014-05-19 15:39:28

Трехмерный визуализатор процесса дефрагментации (простыми словами — «кубик-рубик») был изобретен в 1974 году венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрне Рубиком. Свое изделие он поначалу назвал «Магический кубик» и совсем не ожидал, что игрушка прославит имя изобретателя на весь мир. «Лента.ру» подобрала факты из сорокалетней истории кубика Рубика.

Происхождение

Есть несколько версий изобретения кубика. Каноническая такова: тридцатилетний профессор Рубик преподавал архитектуру в Академии прикладных искусств и ремесел в Будапеште. И, читая лекции по математической теории групп, задумался, как визуализировать эту теорию, чтобы студенты лучше усвоили материал. Вскоре из дерева была изготовлена модель кубика. А чтобы рассмотреть, как именно перемещаются маленькие кубики при вращении граней, Эрне раскрасил их в шесть разных цветов. При вращении они перемешивались, и вернуть кубик в первоначальное состояние оказалось непросто. Сам Рубик вместе со студентами и друзьями потратил на решение головоломки около месяца.

Кубик Рубика шагает по планете

Кубик сразу получил всемирное признание и фантастическую популярность: он был буквально везде и даже лежал на столах в кафе, чтобы желающие могли его покрутить. Мало кто верил, что собрать кубик Рубика возможно. Из-за сложности сборки кубика возникало множество анекдотов. Были такие, кто считал головоломку дьявольщиной, а наиболее неуравновешенные, говорят, попадали в психбольницу, так и не победив игрушку.

Тогда кубик стали изучать математики. Начали появляться алгоритмы сборки, поначалу сложные и громоздкие, потом все более простые и доступные. Стали проводиться соревнования по сборке кубика Рубика на скорость, первые прошли в Будапеште в 1982 году. Рекордное время тогда — 22,95 секунды показал 16-летний студент из Лос-Анджелеса Минх Тхай. В настоящее время мировой рекорд принадлежит голландцу Эрику Аккерсдийку и составляет всего 7 секунд.

Победа над кубиком

В интернете существует «Центр решений кубика Рубика». Там обсуждаются модели, как «победить» кубик с различным количеством граней — 3х3x3 и больше. Схемы для начинающих прилагаются. Есть официальный учебник «Сборка кубика Рубика», также рассказывающий о послойном алгоритме сборки. Он предназначен для начинающих, в нем приведены наиболее простые комбинации, которые все равно пугают названиями вроде «Шаг 2. Постановка угловых элементов в первый слой». У знатоков наилучшим считается метод, опубликованный в 80-х годах в журнале «Юный Техник». К слову, существуют и целые форумы, где обсуждаются не только способы сборки, но и, например, чем кубик лучше смазывать (как у лыжников, это играет решающую роль в скорости).

Решение от бога

«Алгоритм бога» — таким громким названием именуется оптимальный алгоритм решения головоломки. Термин появился применительно к кубику Рубика, но позже стал использоваться в отношении других «перестановочных» головоломок, для которых существует минимальное количество ходов. Это, например, всем знакомые пятнашки. Есть и понятие «число бога» — наименьшее число ходов, необходимое для решения. «Число бога» для кубика Рубика с гранями 3х3x3 равно 20.

О создателе

Кубик Рубика изменил судьбу изобретателя. В начале 80-х Эрне Рубик стал редактором журнала игр и головоломок, а также основал собственную студию, которая занималась разработкой головоломок и дизайном мебели. Позже Рубик открыл Техническую академию, при которой создан международный фонд для поддержки особенно талантливых молодых изобретателей. Последние годы Рубик занимается разработкой видеоигр и пишет статьи об архитектуре.

Вслед за кубиком Рубик создал не менее популярную «змейку» и игру «Волшебные кольца». Инженер не оставляет изобретательскую сферу и сейчас: несколько лет назад он сконструировал еще одну головоломку — «Шар Рубика». Но ей не досталось такой славы, как его первому изобретению, сделанному почти случайно.

Взято отсюда