Сергей, Петропавловск-Камчатский: Почему билеты из Москвы до Петропавловска-Камчатского стоят дороже, чем до Нью-Йорка?
Виталий Савельев: Этот вопрос задавали во время поездки Владимиру Владимировичу Путину. Не очень корректно на какую-то фиксированную дату сравнивать стоимость билетов до Петропавловска-Камчатского и Нью-Йорка, потому что могут быть разные сезоны, например, в Нью-Йорке - высокий туристический сезон, а у нас низкий. Или наоборот. Если вы сейчас посмотрите на стоимость билетов, то они поменялись местами.
Если же отвечать по существу, то надо начать со структуры цены. Из чего складывается цена авиабилета для пассажира? Если мы возьмем цену билета за сто процентов, то 29-30 процентов – содержание воздушного парка, страхование, пошлины и т.д. Горюче-заправочные смеси, керосин в цене билета – 24 процента. 22 процента – это аэропортовые сборы, навигационное обслуживание. Все стоит денег. Организация продаж, промоушн, сервис, услуги – 9 процентов. 9 процентов – содержание и обучение летного состава. И всего 5-6 процентов – административные расходы, производственная деятельность, расходы, связанные с заработной платой.
Возвращаюсь к нашему билету. Но сначала лирическое отступление. Есть исторический факт. Один генерал, докладывая Наполеону о поражении, сказал: «У меня есть ровно 28 причин, почему мы проиграли сражение. Но назову только одну: у меня не было патронов». Я вам тоже не буду перечислять 28 причин, почему билет дорого стоит. Я просто расскажу про три основных. Первое – НДС. Если наш пассажир покупает билет внутри страны, он платит 18 процентов НДС. Не компании, а государству. Но он платит. Мы в цене билета должны эти 18 процентов добавить. Второе – стоимость керосина. Цена керосина в среднем по Московскому авиаузлу - 600 долларов за тонну. В Петропавловске-Камчатском, где самолет заправляется перед обратным рейсом, стоимость – уже 1000 долларов за тонну. В той же Америке керосин дешевле, чем в Петропавловске-Камчатском. И третий фактор. В Петропавловск-Камчатский мы можем приземлиться только на машине Ил-96. Западный аналог Airbus-330 сесть не может по техническим причинам. Ил-96 за эту дорогу «съедает» по 8,5 тонн керосина в час, а «эрбас» – 4,8. Если вы сложите три этих фактора, вы поймете, почему цена дороже. С этим надо работать. Я хочу еще раз публично поблагодарить Федеральную антимонопольную службу, мы в прошлом году выиграли несколько серьезных дел у местных топливно-заправочных компаний с помощью ФАС. Точнее, ФАС выиграл. Мы к нему обращались.
Цену на топливо надо регулировать. Мы у себя в «Аэрофлоте» год назад перешли на ежемесячный тендер и получаем заявки от всех наших монополистов, и мы сэкономили только в прошлом году 38 миллионов долларов, потому что цена стала просто ниже от того, что они конкурируют между собой. И мы получаем топливо более дешевое.
Взято отсюда