Правда ли, что высокий уровень интеллекта – скорее, тяжкое бремя, чем благо? На этот вопрос пытается ответить корреспондент BBC Future.
Если невежество – это блаженство, то можно ли в той же степени считать высокий коэффициент интеллекта, или IQ, источником страданий?
Обыденное сознание отвечает положительно. Как правило, люди гениальные представляются нам жертвами экзистенциального ужаса, отчаяния и одиночества. Только представьте себе Вирджинию Вулф, Алана Тьюринга или Лизу Симпсон (английская писательница, математик, взломавшая шифровальную машину нацистов "Энигма" и персонаж мультипликационного сериала "Симпсоны" - Ред.) Все они – одинокие звезды, которые пребывают в изоляции от мира и людей даже тогда, когда сияют во всем своем блеске. Как писал Эрнест Хемингуэй: "Умные люди чрезвычайно редко бывают счастливы".
Вопрос, заданный выше, может показаться тривиальным, если речь идет о нескольких избранных. Но если взглянуть на вещи шире и глубже, окажется, что он касается многих. Наша система образования направлена главным образом на то, чтобы усовершенствовать академический интеллект. Хотя его недостатки хорошо известны, коэффициент интеллекта, или IQ, по-прежнему остается основным инструментом для измерения когнитивных (познавательных) способностей человека. Мы затрачиваем уйму усилий на тренировку собственного мозга и укрепление памяти, пытаясь увеличить показатели IQ. Но не окажется ли в итоге, что все попытки найти дорогу к гениальности таким образом - не более чем мартышкин труд?
(Похожие статьи из раздела "Журнал")
Первые попытки дать ответы на эти вопросы были предприняты почти столетие назад, на пике Американского века джаза (1918 – 1929 гг.). В те времена набирал популярность недавно разработанный тест IQ, доказавший свою эффективность на вербовочных пунктах во время Первой мировой войны. Так, в 1926 году психолог Льюис Терман решил применить его для отбора и изучения группы одаренных детей. Прошерстив школы Калифорнии в поисках интеллектуальных сливок, он отобрал 1500 учеников, обладавших коэффициентом интеллекта в 140 пунктов и более. У 80 из них IQ превышал 170. Все вместе они образовали группу, известную как "термиты". Пережитые ими взлеты и падения до сих пор остаются предметом изучения для исследователей.
Как и можно было ожидать, многие из "термитов" достигли богатства и славы. Один из самых известных "термитов" - Джесс Оппегеймер, сценарист, продюсер и режиссер, создатель ставшего классикой жанра комедийного телесериала 1950-х гг. "Я люблю Люси". И действительно, в те времена, когда его сериал с бешеным успехом шел на канале CBS, каждый из "термитов" зарабатывал в среднем в два раза больше, чем любой из "белых воротничков".
Предварительные результаты своих изысканий, включая данные о заработках даровитых людей, Терман изложил в книге "Группа одаренных людей в середине жизни", вышедшей в свет в 1959 году. Увы, не все члены группы оправдали ожидания Термана. Многие из них избрали для себя скромные профессии - полицейских, моряков, машинисток. На основании этого Терман пришел к заключению, что "интеллект и достижения далеко не всегда коррелируются идеальным образом".
В равной степени умственные способности далеко не всегда обеспечивали их обладателям личное счастье. В течение жизни показатели числа разводов, случаев алкоголизма и самоубийств у "термитов" более или менее соответствовал средним показателям по стране.
Ныне "термиты" в большинстве своем впадают в старческое слабоумие, и мораль, вытекающая из их истории, повторяется снова и снова: быть умным не означает жить хорошо. В лучшем случае высокий уровень интеллекта не окажет никакого влияния на степень вашей удовлетворенности собственной жизнью. В худшем - он помешает вашей самореализации.
Это вовсе не значит, что каждый индивид с высоким показателем IQ обязательно окажется непризнанным гением, как можно заключить на основании творений массовой культуры, но, тем не менее, реальные факты ставят в тупик. Почему преимущества острого ума не подтверждаются в долгосрочной перспективе?
Тяжкое бремя
Одно из возможных объяснений состоит в том, что знание о собственных талантах может оказаться чем-то вроде ядра на цепи, прикованного к ноге, тяжелой обузой. В 1990-е годы тех "термитов", кто еще был жив, попросили оглянуться на события их 80-летней жизни. Вместо того чтобы хвастать успехами, многие из них рассказали, что их не покидало такое чувство, будто они каким-то образом не сумели реализовать те ожидания, которые были у них в юности.
Чувство тяжкого бремени, особенно в тех случаях, когда оно сочетается с ожиданиями, которые возлагают на них другие люди, - навязчивый мотив для многих одаренных детей. Самый известный и печальный случай, произошедший несколько лет назад, – это судьба Сафаи Юсеф, которая с детства проявляла гениальные математические способности. Она поступила в Оксфорд, когда ей было 12 лет, но не окончила, бросив университет накануне выпускных экзаменов. Она стала официанткой, а позже девушкой по вызову, развлекавшей клиентов своей способностью решать уравнения во время полового акта.
Еще одна общая жалоба, которую часто можно услышать в студенческих барах и прочитать на интернет-форумах, такова: умные люди отчетливее видят недостатки этого мира. В то время когда большинство из нас просто отмахивается от экзистенциального ужаса, метафизической маеты, люди более интеллектуально развитые не спят ночами, мучительно размышляя о судьбах человечества и человеческой глупости.
Постоянное беспокойство, на самом деле, может быть признаком высокого интеллекта, но не в том смысле, как это представляют себе диванные философы. Обсуждая различные темы со студентами в кампусе, Александр Пенни из университета Мак-Юэна в Канаде выяснил, что студенты с более высоким коэффициентом интеллекта действительно довольно интенсивно испытывали в течение дня чувство беспокойства и тревоги. Любопытно, однако, что большинство поводов для беспокойства было связано с самыми обыденными, повседневными вещами. Студенты с высоким IQ куда чаще проигрывали заново какой-нибудь нелепый разговор, чем задавались "большими вопросами". "Дело не в том, что их переживания более глубоки, просто они волнуются чаще и о многом, - говорит Пенни. – Если происходит что-то негативное, они больше об этом думают".
Копнув глубже, Пенни выяснил, что это состояние, похоже, коррелируется с вербальным (словесным) интеллектом, уровень которого проверяется играми в слова во время тестов на IQ, в отличие от решения пространственных головоломок, которые, как представляется, способны снизить риск немотивированного беспокойства. Он высказывает предположение, что чем большим красноречием обладает человек, тем больше он склонен облекать свои переживания в словесную форму и бесконечно их "пережевывать". Это не обязательно следует считать недостатком. "Может быть, одни обладают несколько большими способностями решать проблемы, чем большинство других людей", - говорит он и отмечает, что это позволяет им учиться на собственных ошибках.
"Слепые зоны" разума
Суровая правда заключается, однако, в том, что продвинутый интеллект не гарантирует мудрых решений. Как выясняется, в некоторых случаях он может сделать принимаемые вами решения чуточку глупее.
Кит Станович из Университета Торонто последние десять лет занимался тем, что составлял тесты на рациональность и в итоге пришел к заключению, что принятие честных, непредвзятых решений по большей части никак не связано с уровнем IQ.
С учетом того, что люди склонны отдавать преимущество самим себе, в поведении каждого из нас отчетливо прослеживается тенденция весьма избирательно подходить к процессу отбора информации, которая непроизвольно должна только подкреплять наши прежние отношения к вещам. Наиболее продвинутый подход заключается в том, чтобы оставлять ваши предварительные заключения "за дверью", когда вы строите свою аргументацию. Впрочем, как выяснил Станович, более умные люди поступают таким образом столь же редко, как и те, кто обладает отчетливо средним уровнем интеллекта.
Но и это еще не все. Люди, которые с легкостью проходят стандартные тесты на когнитивные способности, на самом деле несколько чаще, чем другие являются обладателями "слепой зоны предубеждения". Это означает, что они не способны видеть собственные недостатки даже тогда, когда вполне могут критически подходить к промахам других. Эти люди, как правило, чаще подвержены так называемой ошибке игрока (она же "ложный вывод Монте Карло"), т.е. склонны полагать, что если подброшенная монета десять раз падает вверх орлом, то на одиннадцатый раз выпадет решка. Такая ошибка не раз приводила к краху игроков в рулетку, когда те планировали ставить на красное после того, как несколько раз подряд впадало черное. Такое же заблуждение, своего рода статистическое невежество, порой заставляет биржевых инвесторов продавать свои акции прежде, чем их цена достигла пиковых значений, поскольку они убеждены, что их удача рано или поздно переменится.
Склонностью полагаться на внутренние инстинкты, а не на рациональное мышление можно, видимо, объяснить, почему так распространена вера в паранормальные явления среди членов Mensa, всемирной организации, объединяющей людей из числа тех, кто входит в два процента носителей самых высоких коэффициентов IQ. Это же, надо думать, приводит к тому, что люди, чей IQ равен 140 и выше, в два раза чаще других склонны превышать лимит по своей кредитной карте.
В действительности Станович обнаружил такой дисбаланс во всех слоях общества. "Сегодня в нашем мире наблюдается повальная беспечность – люди совершают иррациональные поступки вопреки тому, что обладают вполне адекватным интеллектом, - говорит он. – Люди, которые проталкивают мемы против вакцинации или распространяют дезинформацию через веб-сайты, имеют уровень интеллекта и образования выше среднего". Очевидно, что умные люди позволяют опасно и глупо одурачить себя.
Но если наличие мощного интеллекта не способно привести к принятию рациональных решений и улучшению качества жизни, на что же тогда рассчитывать? Игорь Гроссманн из Университета Ватерлоо в Канаде полагает, что нам стоит обратиться к проверенной временем концепции мудрости. Впрочем, его подход, оказывается, более научен, чем может показаться на первый взгляд. "Концепция мудрости несет в себе нечто эфемерное, - признает он. – Но если взглянуть на расхожее определение мудрости, многие согласятся с тем, что заложенная в нем идея означает способность того или иного индивида принимать непредвзятое решение".
В ходе одного из своих экспериментов Гроссманн предложил добровольным участникам обсудить набор социальных дилемм – от конфликта из-за Крыма до личных драм, которыми читатели делятся с Dear Abby, "почтой доверия" газеты Washington Post. По ходу обсуждения группа экспертов-психологов оценивала способности участников дискуссии рассуждать здраво и непредвзято. Так, специалистам предлагалось дать оценку таким вещам, как умение всесторонне аргументировать свои утверждения и готовность признать ограниченность своих знаний, "интеллектуальное смирение", а также отмечать те случаи, когда участники дискуссии игнорировали важные детали, не вписывающиеся в их теории.
Большее количество баллов стало индикатором более высокого уровня удовлетворенности жизнью, качества отношений и, что особенно важно, пониженного уровня тревоги и подавленности из-за навязчивых мыслей и переживаний. Все эти качества, как правило, отсутствуют у тех людей, кто умен в классическом понимании. Способность рассуждать мудро, похоже, увеличивает продолжительность жизни: вероятность умереть в последующие годы для тех, кто набрал больше очков, оказалась ниже. (Ученые проверили открытые данные о смертности через пять лет после первого этапа исследований. Людей с позитивным отношением к жизни и здравым образом мысли в числе умерших оказалось меньше. – Ред.)
Один из ключевых выводов, который смог сделать Гроссманн, состоит в том, что IQ никак не связан ни с одним из этих показателей и уж точно не может служить признаком мудрости. "Люди, обладающие острым умом, способны очень быстро формулировать аргументы в подтверждение своей правоты, но зачастую делают это весьма предвзято".
Научиться мудрости
Вполне вероятно, что в будущем работодатели станут тестировать соискателей на наличие именно этих способностей вместо проверки уровня IQ. Компания Google уже объявила, что планирует "просвечивать" кандидатов на предмет таких свойств, как, например, интеллектуальная смирение.
К счастью, мудрость не является, вероятно, врожденным свойством. "Я твердо убежден в том, что мудрость можно выработать тренировками", - утверждает Гроссманн. Он отмечает, что нам часто оказывается легче отказаться от предвзятости, когда мы учитываем скорее интересы других людей, чем свои собственные. Исходя из этой посылки, он обнаружил вот что. Обсуждая ту или иную свою проблему в третьем лице и употребляя местоимения "он" или "она" вместо "я", человеку легче добиться необходимой эмоциональной отстраненности, понизить степень предубеждения, что и поможет найти мудрые аргументы. Надо надеяться, что в ходе дальнейших исследований удастся найти много других похожих приемов.
Настоящий вызов заключается в том, чтобы суметь убедить людей признавать собственные слабости. Если вы всю жизнь почивали на лаврах от сознания собственного интеллектуального превосходства, вам будет трудно признать, что это пагубно отражается на ясности ваших суждений. Как говаривал в свое время Сократ, самый мудрый человек тот, кто может признать, что ничего не знает.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.