Вангую!

2017-08-23 12:44:29
Оказывается, новомодный глагол "ванговать" имеет благородное классическое происхождение.

По латыни это звучит vaticanium post eventum, т.е. предсказание после совершившего события. Ватиканстствовать задним умом.

см.
https://en.wikipedia.org/wiki/Vaticinium_ex_eventu

А вообще Ватикан это хороший и нужный бог. Словарь Дворецкого утверждает, что он отвечал за формирование членораздельной речи у малыша.

Википедия не согласна. В ее списке за это отвечают иные боги. Читайте, и радуйтесь своему монотеизму:



Югатин (Iugatinus) — бог брака, от iugo (связываю, соединяю, сочетаю браком).

Цинксия (Cinxia) была связана с поясом, который надевала новобрачная в знак того, что её муж «опоясан и прикован» (cinctus vinctusque) к ней[3]. Пояс завязывался геракловым узлом, чтобы его было трудно развязать.

Субиг (Subigus) — бог, благодаря которому новобрачная уступает притязаниям мужа. Его имя происходит от глагола subigo (принуждаю, покоряю, приручаю), часто обозначавшего сексуальную связь.

Према (Prema) — богиня настойчивости в сексе. Хотя подразумевается роль мужчины, Августин называет эту богиню dea Mater, богиней-матерью[6].

Инуй (Inuus, от ineo «вхожу, покрываю»), Мутун Тутун (Mutunus Tutunus) и Пертунда (Pertunda) — боги, отвечавшие непосредственно за половой акт. Инуй, иногда отождествлявшийся с Фавном, воплощал животное стремление к спариванию. Мутун Тутун был фаллическим божеством, часто отождествлявшимся с Фасцином. В источниках эти два бога не связываются конкретно с зачатием. Пертунда, по-видимому, была женским божеством со схожей функцией.

Янус, двуликий бог дверей и проходов, открывал путь животворному семени. Сатурн, бог посевов, одаривал самим семенем.

Консевий (Consevius, от consero «сею») — бог размножения и оплодотворения. Макробий писал, что так называют Януса (бога начала) «от посева, то есть от потомства человеческого рода, которое сеет Янус-творец»[7].

Отец Либер (Liber Pater) помогал мужчине освободиться от семени в момент соития. Либера делала то же для женщины, поскольку считалось, что женщины также испускают семя[6]. Функция богов созвучна их имени: liber — свободный.

Мена (Dea Mena), вместе с Юноной отвечавшая за менструации, приостанавливала их для кормления ребёнка в материнской утробе[8].

Флуония (Fluonia, Fluvionia) — аспект Юноны как богини, питающей младенца во чреве.

Алемона (Alemona) также вскармливала ребёнка в материнской утробе.

Витумн (Vitumnus) давал зародышу жизнь. Августин называет его «создающим жизнь» (vivificator) и указывает, что Витумн и Сентин «покрыты тёмной неизвестностью».

Сентин (Sentinus) давал зародышу чувственное восприятие. Августин называет его «создающим чувства» (sensificator).

Партула ведала собственно родами (partus)[14]. В момент рождения ребёнка Партула определяла срок новой жизни, поэтому другое её имя было Морта (от mors «смерть»).

Антеворта и Постворта (Antevorta, Postvorta) — камены, связанные со временем и с богиней Карментой. Если ребёнок рождался вперёд головой, то считалось, что при родах присутствовала Антеворта; если тазом — Постворта. Другой вариант имён этих богинь — Прорса и Постверта (Prorsa, Postverta); в Риме были установлены их алтари, чтобы умилостивить богинь и предотвращать роды в тазовом предлежании[16].

Диеспитер (Diespiter, «отец дня») — эпитет Юпитера, который выводил ребёнка из материнского чрева на дневной свет.

Вагитан или Ватикан (Vagitanus, Vaticanus) открывал рот ребёнку, чтобы тот издал первый крик[18].

Левана (Levana, от levo «поднимаю») поднимала новорождённого с земли. В античности при родах женщина часто стояла на коленях или на корточках. После рождения младенец символически соприкасался с Матерью Землей, а затем его поднимали.

Статина (Statina, встречаются варианты Statilina, Statinus, Statilinus) — божество или ряд божеств, которые учили ребёнка стоять.

Неясна роль богини Канделиферы (Candelifera, «несущая свечу»). По-видимому, она ведала искусственным светом, зажигавшимся при родах в ночное время. Плутарх писал, что «свет есть знак рождения»[21]. Возможно, считалось, что светильники магически разжигают новую жизнь, или же что они сами олицетворяют эту жизнь. Не исключено, что Канделифера также ведала ночником, горевшим у кроватки ребёнка в течение недели для защиты от злых духов. Схожую традицию можно найти у греков: ещё в средние века они зажигали по ночам светильники в детской комнате. Это делалось, чтобы ярко осветить изображения святых и прогнать демонов, крадущих детей, таких как Гелло[22].

Интерцидона, Пилумна и Деверра (Intercidona, Pilumnus, Deverra) защищали роженицу от дикого лесного бога Сильвана.

Румина (Rumina) ведала грудным вскармливанием; приносившиеся ей жертвы окроплялись молоком[24].

Нундина (Nundina) покровительствовала дню очищения (dies lustricus), когда ребёнок получал имя. Для мальчиков это был девятый день с момента рождения, для девочек — восьмой. В день очищения справлялся семейный праздник; над матерью и ребёнком проводились очистительные ритуалы, а данное ему имя, вероятно, записывалось в семейную хронику. Также в этот день призывались богини судьбы, включая Fata Scribunda («предписываемые судьбы»)[27].


Потина (Potina, варианты: Potica, Potua) учила ребёнка пить.
Эдука (Educa, варианты: Edulia, Edula, Edusa, Edesia) учила ребёнка есть.
Оссипаго (Ossipago) укрепляла кости ребёнка.
Карна (Carna) укрепляла мышцы ребёнка, а также защищала его от стриг (вампиров), похищавших внутренние органы[29].
Кунина (Cunina) защищала колыбельку от злого волшебства.
Куба (Cuba) помогала ребёнку переехать из колыбели в кровать.
Павентия (Paventia, Paventina) отгоняла от ребёнка страх.
Пета (Peta) ведала его желаниями[30].
Агенория (Agenoria) наделяла его способностью совершать какие-либо действия.
Адеона и Абеона (Adeona, Abeona) присматривали за ребёнком, когда он уходил на прогулку и приходил.
Интердука и Домидука (Interduca, Domiduca) сопровождали его, когда он надолго уходил из дома и возвращался. По Августину, это были эпитеты Юноны[31].

Отец Катий (Catius pater) давал ребёнку острый разум.
Фарин (Farinus) учил его говорить.
Фабулин (Fabulinus) подсказывал ребёнку первые слова.
Локутий (Locutius) учил его составлять предложения.
Мента (Mens) давала ему здравый смысл.
Волумн и Волумна (Volumnus, Volumna) побуждали его стремиться к добру.
Нумерия (Numeria) учила ребёнка считать.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B8_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B2_%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8 Взято отсюда