Ольшанский 2016-10-15

2016-10-15 20:11:12

Мне нравится еврейский подход к истории.
Как евреи относятся к истории?
Примерно так:
- Ну да, Моня Рабинович был маньяком-душителем и убивал людей за гаражами. Но зато это был самый знаменитый маньяк в истории! Вот какие люди были в наше время в Житомире, а не то, что у вас сейчас - фуфло всякое.
Нам надо так же.
Почему, собственно, некий исторический герой должен быть либо канонизирован и превращен в пошлого каменного мужика на коне, да еще и с ангельскими крыльями за спиной, чтобы все уж точно понимали, как мы его любим, - либо его надо стереть, забыть и запретить по 282 статье?
Да, Иван Грозный был упырь.
Но это великий русский упырь, всем упырям упырь, кровавый юрод поинтереснее Генрихов Восьмых, - целый Иван вэ Террибл.
И памятник ему надо поставить - чтобы было видно, что это страшный упырь, но такой, что глаз не отвести.
Шемякин бы справился, я уверен.
А панфиловцы?
То же самое.
Никаких 28 панфиловцев, разумеется, не было, их придумали журналисты, - но разве это причина ими не гордиться?
Разве это причина не гордиться неизвестными их прототипами - да и просто тем фактом, что великая война родила великий миф?
"Панфиловцев не было, но они все равно были", - прекрасная формула, от нее и плясать.
И даже Сталин.
При всем том, что мы о нем знаем, сталинские усы и френч - это треуголка Наполеона.
А Сталинград - в любом случае главная битва, произошедшая на Земле, и никуда от этого нам не деться.
Так будем жить со всем этим ужасным и прекрасным наследством мирно, используя его на пользу себе, - одновременно и помня про все плохое, и продавая всему миру то, что хорошо, или хотя бы увлекательно.
Но беда в том, что русская культура не любит, когда "одновременно".
Она любит, когда "или так - или так".
Или мужик на коне - или идол в реке.
И это грустно.
Ведь исторический герой - он, как и Моня Рабинович, ценен не тем, что он плохой или хороший.
Он ценен тем, что он наш.

отсюда