Куренной о Щедровицком

2016-10-10 01:39:13

Вижу в Сети большое количество постов и обсуждений, связанных с новым назначением Кириенко. Для многих оказалось секретом, что компания "Росатом", главой которой Кириенко являлся на протяжении многих лет, уже давно находится под опекой П.Г. Щедровицкого и особой методологии, разработанной и предложенной его всем известным отцом, Г. Щедровицким, еще полвека назад.

Думаю, что это неплохой повод высказать свое отношение ко всему, что связано с Щедровицким и той философией, которую он пытался строить. Более того, в той профессиональной среде, в которой я работаю, его имя по-прежнему актуально, хотя моя специальность никак не связана с тем, чем занимается компания "Росатом". Это лишний раз доказывает тот факт, что идеи Щедровицкого существуют и преломляются предельно многообразным способом.

Щедровицкий был человеком крайне темпераментным и ярким. Об этом вспоминают многие его друзья и коллеги, причем необязательно те, которые относятся к нему комплементарно. Это, несомненно, доказывает тот факт, что Щедровицкий был яркой и честной фигурой в интеллектуальной среде советской интеллигенции, подробные и интересные зарисовки картины жизни того времени даны в его прекрасной автобиографии "Я всегда был идеалистом".

Основная идея Щедровицкого - создание "методологии" как специфической и универсальной формы философии и мысли вообще. Мысль же, по Щедровицкому, всегда существует как деятельность, причем как деятельность, максимально объективированная и автономизированная по отношению к любой частности и к любой субъективности. В поздний период Щедровицкий любил утверждать, что "неважно, на каком субстрате будет реализована мыслительная деятельность". Нетрудно, не вдаваясь в детали, уже на этом этапе зафиксировать, что Щедровицкому свойственен особый, советский тип технократизма, систематически восходящий к ранним сверхорганизационным утопическим проектам первых большевиков (а далее - к Сен-Симону), наиболее значимым трудом в этой области является работа "Тектология" Богданова, в которой впервые с очевидной ясностью высказана и эксплицирована основная большевистская идея - превращение социально-исторической реальности в организационную ведомственную систему, которая будет функционировать на основе "научной" идеи "всеобщей организации", где любая мысль есть мысль преобразующая. Центр системы - всеобщий организационный разум, "производящий" реальность, в которой все подчиняется одному закону, а все сферы жизни - экономика, искусство, наука, политика стремятся к объединению.

В конце 1970-х годов Щедровицкий создает особую форму практики - знаменитые организационно-деятельностные игры (ОДИ), как универсальную технологию решения любых управленческих и менеджерских задач. С этого момента начинается стремительный рост популярности "методологических идей". Сам Щедровицкий никогда не скрывал, что его глобальная цель - "воспроизвести новую элиту", которая будет скована и связана одним менеджерским механизмом и одной идеологией. Его идея - "воссоздать российскую интеллигенцию" как особый тип человеческого материала, специфический тип личности, способный к "мыследеятельности" в самом прямом смысле слова.

Однако, мы прекрасно знаем, что идея объединения знания и власти, науки и политики, истории и управления ею на основе некоторых "законов" - ход, приведший ХХ век к тому, что принято называть "тоталитаризмом" (хотя мне этот термин не нравится в силу его крайней расплывчатости). Щедровицкий и его "методология" интересны тем, что в эпоху всеобщей апатии и разочарования в мертвой к 1970-м годам "официальной советской идеологии" он возрождает раннюю, авангардную большевистскую идею о переустройстве мира но основании научной инженерии, понятой как "преобразующая мысль".

Но европейская свобода начинается с других идей: о том, что история случайна и не поддается контролю; что человек укоренен в ней и в традиции, которая больше него самого; о том, что устойчивое и "сложившееся" эффективнее, чем рационально спланированное (идея Ф. Хайека о "спонтанности институтов"); о том, что политика - не наука и не может быть такого знания, которое приведет к увеличению счастья и всеобщей эффективности. Главная политическая добродетель европейца, восходящая к Аристотелю - это "рассудительность", способность к здравому смыслу, адекватность и, если хотите, стрессоустойчивость, а также способность понимать, что не надо ждать от политики многого, не надо доверять ей самое сокровенное и не в ней надо видеть спасение от всех тех бед, что нас окружают.

Косвенно с популярностью идей Щедровицкого связаны и многие современные актуальные тренды - повальное увлечение идеями "личностного роста", бизнес-психологией, тренингами "профориентации", увлечение "командностью" и прожектерством любого рода. В конце концов, все они, независимо от уровня образования их создателей и ведущих, связаны с одной и той же идеей - бесконечным "возделыванием" и рационализацией человека и мира. Еще одна популярная идея, также связанная с наследием Щедровицкого - идея "конца" традиционных форм знания и обучения, который нужно преодолеть созданием новых типов образовательных техник, ориентированных на "практику", "лидерство" и постоянную рефлексию с целью "самовозделки" и самосовершенствования.

Однако, может быть, весь смысл сегодняшнего "щедровитства" лишь в том, чтобы показать важность технократизма взамен симуляционной идеологии "скреп"? Видимо, к сожалению, в том и проблема, что русская культура, как известно уже очень давно, и было понятно еще Пушкину, не выработала "срединного", "рассудительного" подхода к политике, управлению и собственной истории. Как верно замечал С. Аверинцев, "платоновское начало русской мыслью усвоено хорошо, а с аристотелевским мы почти не знакомы". Поэтому вот так - то Дугин, то Щедровицкий.

Взято отсюда