Чем дальше, тем чудесатее. Поступающая информация только запутывает понимание ситуации.
Первый очевидный вопрос: "С чего вдруг экипаж рейса Аэрофлот 1492 решил возвращаться в Москву?" - До сих пор вменяемого ответа на это вопрос нет.
Вот сообщение, якобы, по данным черных ящиков: "Согласно полученной информации, после взлета SSJ-100 попал в грозовой фронт, который пилоты попытались обойти.
«Одновременно, предположительно, в генераторе произошел скачок напряжения, за которым последовала серия отказов систем самолета».
Уже это сообщение вызывает некоторое недоумение.
Во-первых, самолеты класс SSJ нормально вооружены ТРЕМЯ генераторами: двумя, вращаемыми через редукторы моторами и еще одним аварийным, который при необходимости "высовывается" из фюзеляжа и вращается потоком воздуха. При этом, сами генераторы в норме защищены от ударов молний проводящими корпусами.
Во-вторых, даже если по каким-то причинам скачок напряжения в сети самолета и произошел, то при грамотном конструировании электроники, она должна быть оснащена защитой от скачков напряжения - схемами с использованием супрессоров, то есть специальных диодов, ограничивающих напряжение в сети. Это делают даже радиолюбители. Странно, если авионика и радиосвязь SSJ не защищена профессиональными ограничителями напряжения.
Сообщения пилота диспетчеру вообще понято быть не может. Как вам нравится: КВС: Pan-Pan, Pan-Pan, Pan-Pan! Рабочее гнездо. Аэрофлот 1492. Москва подход. Москва подход. Просим возврат. 1492, потеря радиосвязи и самолет горит в молнии (???) -
"Самолет горит в молнии" - это, вообще, что и куда? - Как это по-русски понять?
Может, никакого пожара не было, огонь действительно начался от скольжения по полосе, а в полете пилоты тупо испугались, например, Огней Святого Эльма? - Их появление, в окрестности грозового фронта вполне возможно. Тем более, что самолет и так заряжается из-за трения о воздух, для чего и оснащается устройствами, позволяющими зарядам стекать. Версия косвенно подтверждается тем, что, якобы, первый пассажир сообщил о "пожаре", о котором экипаж и не догадывался. Вот фотография Огней Святого Эльма на крыле самолета, другого, разумеется:
Можно и перепутать. Огни святого Эльма - то есть коронный разряд, - они-то как раз могли вызвать некоторые проблемы со связью, так как коронный разряд - это плазма. Но они не могли вызвать отказ грамотно сконструированной авионики.
Если предположить, что речь идет о коронном разряде, то действия команды кажутся совершенно непрофессиональными. Тут я советовать не буду, наверняка это есть в летных инструкциях, ибо это не такое уж и редкое явление. Но я бы просто для начала развернулся и вышел из грозового фронта, а там бы уж смотрел по обстоятельствам.
Дальнейшее не менее необъяснимо. Диспетчер справшивает пилота, как будете осуществлять посадку - Визуально или использую систему ILS - система захода? - По ILS, говорит пилот. А это значит радионавигация работает. Да и связь работает... Иначе святым духом, что ли пилот общался сперва с диспетчером, а потом с вышкой?
Что касается самой посадки - тут я ничего не понимаю. Но две вещи обратили внимание. Как утверждается, пилоты забыли, на минуточку, после посадки выключить двигатели и, в дополнение, как говорят открыли окно в кабине, что могло обеспечить дополнительную тягу и усилить пожар. Что касается открыли окно - веротяно, чтобы предупредить отравление газами горения. А вот дигатели... Не знаю.
Короче, мути много. Но что-то мне подсказывает, что самолет сделали "эффективнм". С точки зрения прибыли, разумеется. Очень бы мне хотелось, чтобы специалисты конкурирующих фирм: Туполева, Илюшина, составили бы костяк экспертов. Взято отсюда