2014 год: что Айзек Азимов предсказал, а что нет

2014-04-23 07:00:42
2014 год: что Айзек Азимов предсказал, а что нет - Korrespondent.net
"В 2014 году все мы будем состоять на учете у психиатров". Айзек Азимов пообещал нам такую перспективу ровно 50 лет назад, когда опубликовал свои прогнозы на 2014 год.

А поводом для столь оригинального предсказания всемирно известного писателя-фантаста послужила Всемирная выставка "Экспо 64-65", которая проводилась в нью-йоркском районе Куинс с апреля по октябрь 1964 года (а затем повторно с апреля по октябрь 1965 года).

Азимов полагал, что через 50 лет все мы просто сойдем с ума – в переносном смысле этого слова - от обилия разных устройств и приспособлений, которые появятся в нашей жизни.

Хотя девизом выставки был "Мир через понимание", сегодня о ней помнят в первую очередь благодаря футуристическим концепциям.

И не беда, что некоторые из них, вроде подводных жилищ и летающих автомобилей, так и не получили широкого распространения.

Зато многие из предсказаний Азимова попали в точку.

Что же ожидал увидеть через 50 лет фантаст в 1964 году?

1. "Связь будет зрительно-звуковой, и мы будем те только слышать, но и видеть собеседника по телефону".

Первый трансатлантический видеозвонок был сделан 20 апреля 1964 года благодаря технологии компании Bell Systems (позже Bell Laboratories), что отчасти и могло подтолкнуть Азимова к его пророчеству.

На выставке посетители впервые смогли воспользоваться видеотелефоном

Впрочем, даже его удивила бы стоимость сегодняшних звонков по Skype или Apple FaceTime: в 1964 году трехминутный сеанс видеосвязи между Вашингтоном и Нью-Йорком стоил 16 долларов – это почти 120 долларов в пересчете на сегодняшние деньги.

2. "В любую точку на земле, хоть на антарктическую метеостанцию, можно будет звонить напрямую".

Дозвониться до Антарктики сегодня нетрудно, но пингвины так и не научились поднимать трубку...

Чистая правда. У некоторых станций код 672, у других - код Новой Зеландии, +64.

3. "В 2014 году роботы будут не слишком распространены и не очень совершенны, но они будут".

Роботы образца 1964 года... Тут было о чем помечтать...

Азимов первым ввел в обиход слово robotics (робототехника), так что не удивительно, что он оказался прав, предсказывая, что полноценные роботы-андроиды в 2014 еще не появятся, но миниатюрные роботы-компьютеры (а ведь тот же смартфон есть не что иное, как робот) станут широко применяться в повседневной жизни.

4. "Что касается телевизоров, то на смену обычным аппаратам придут настенные экраны, и начнут даже появляться прозрачные кубы, позволяющие видеть картинку в трехмерном изображении".

Азимову казалось, что самым популярным зрелищем в 3D будет балет. Мечтатель...

Одна из особенностей азимовских предсказаний состоит в том, что он порой очень точно определял будущие технологии, но переоценивал энтузиазм, с которым они будут встречены.

Нужно отдать фантасту должное: плоские экраны пришли на смену обычным телевизорам, и даже появились 3D-телевизоры, пусть и не в форме куба.

А вот с настроениями он ошибся: Би-би-си даже собирается приостановить трансляцию фильмов в 3D "по причине отсутствия к ним интереса".

5. "Общение с Луной будет немного затруднительным".

В павильоне General Motors Futurama II были представлены макеты подводных и лунных жилищ.

Разумеется, и на старуху бывает проруха. На заре космической эры всем, и не только фантастам, казалось, что до лунных колоний – рукой подать. А неудобство будет связано лишь с задержкой сигнала на две с половиной секунды.

Но вот в чем Азимов попал в точку – так это с предположением, что к 2014 году "на Марсе побывают только беспилотные корабли".

6. "Кухонные комбайны будут сами готовить пищу и варить кофе".

Кухонные комбайны могут многое, но вот побеседовать за чашечкой кофе им пока не под силу

Что ж, автоматические кофеварки и вправду существуют.

Азимов также полагал, что ученые создадут на основе модифицированных дрожжей и водорослей продукты с разными вкусами, от индейки до бифштекса.

Искусственный бургер выглядит вполне натурально, но вот на вкус...

И эта идея была, по сути, реализована в прошлом году, когда в лабораторных условиях был создан первый искусственный бургер.

Конечно, и тут с Азимовым можно поспорить: он обещал, что вкус у этих продуктов будет "очень даже ничего", однако те, кому довелось попробовать лабораторное мясо, были не в восторге.

7. "Появятся одна-две экспериментальных плазменных электростанции".

Первый реактор термоядерного синтеза может стать реальностью в 2028 году

Разговоры об освоении термоядерного синтеза – процесса, протекающего в недрах звезд, – так и остались разговорами, хотя ведутся и сегодня.

Впрочем, существует долгосрочный международный проект стоимостью 22 млрд долларов по строительству на юге Франции такого реактора, и он может быть запущен в 2028 году.

С другой стороны, прогнозы Азимова по поводу крупных солнечных электростанций в пустынных или полупустынных районах вроде Аризоны или Негева оказались удивительно точными.

8. "Много усилий будет приложено к созданию роботизированных транспортных средств".

Машины стали умнее, экологичнее, надежнее... ну руль еще никто не отменил

Да и нет. Машины стали намного "умнее", но работать полностью в автоматическом режиме они пока не могут.

Не прижились и аквапланы, "способные скользить по воде с минимальным трением" и очаровавшие посетителей выставки.

Реактивные ранцы и суда на воздушной подушке тоже не появились в широкой продаже, хотя военные ими пользуются.

9. "Не все население планеты будет иметь доступ к будущим новинкам техники. И хотя в материальном отношении люди будут жить лучше, еще больший чем сегодня процент населения в целом будет отставать по качеству жизни от лидеров".

Доступ к информации - одно из требований современной жизни. Google и Facebook намерены принести интернет в самые отдаленные уголки мира с помощью беспилотников

Перечислить все, что верно или почти верно предсказал Азимов в далеком 1964 году, очень трудно.

Одни только прогнозы писателя относительно роста населения и контроля над рождаемостью заслуживают отдельной статьи.

Но пожалуй самое важное его заключение, или предупреждение, заключалось в том, что и вчера, и завтра технологии, способные преобразить нашу жизнь к лучшему, могут принести больше вреда, чем пользы, если не обеспечить к ним равный доступ для всех.