Даже в такой стране, как КНДР, государственная идеология не стоит на месте. Она меняется, но очень медленно, причем изменению обычно подвергаются мелкие детали. Искать их – задача непростая, но благодаря этому можно лучше понять некоторые особенности текущей политической ситуации в этой необычной стране.
Недавно, например, в Северной Корее подвергли ревизии главный идеологический документ – «Десять принципов по установлению единой партийной идеологии», принятый в 1974 году. Для того чтобы понять, что он собой представляет и почему эти изменения важны, необходим небольшой исторический экскурс.
В истории КНДР существовал примерно десятилетний период, когда в стране практически не было культа вождя. Связано это было с хрущевским докладом на XX Съезде КПСС, осудившем «культ личности»: Ким Ир Сен был вынужден следовать веяниям времени. Поэтому северокорейская газета начала 1960-х вполне может шокировать гражданина современной КНДР: ведь Ким Ир Сена там называют не «Вождем», а просто «премьер-министром», по занимаемой должности. В современной северокорейской прессе это так же немыслимо, как, скажем, в «Правде» 1970-х именовать Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Маршала Советского Союза тов. Л. И. Брежнева просто «генсеком».
Возрождаться культ Ким Ир Сена начал в середине 1960-х и достаточно быстро, к 1967 году, вернулся к прежнему состоянию, существовавшему примерно на январь 1956 года. Затем, еще на протяжении нескольких лет, он приобретал свои уникальные черты: в северокорейских текстах исчезли цитаты из Маркса и Ленина, полностью замещенные цитатами из Ким Ир Сена, имя Вождя стали писать особым шрифтом, расцвел отдельный жанр «рассказов о Вожде» и т. п. Финальным аккордом этого процесса и стало появление «Десяти принципов» – текста, состоявшего из преамбулы, целиком посвященной восхвалению Ким Ир Сена, и десяти правил, по которым отныне должен был жить северокорейский народ:
1. Сражаться, не жалея себя, за достижение внутреннего единства (в оригинале употреблено слово «ильсэкхва» – делать монохромным, без каких-то оттенков – Ф. Т.) всего общества на основе революционных идей Великого Вождя уважаемого товарища Ким Ир Сена.
2. С верностью высочайше чтить Великого Вождя уважаемого товарища Ким Ир Сена.
3. Сделать авторитет Великого Вождя уважаемого товарища Ким Ир Сена безусловным.
4. Считать революционные идеи Великого Вождя уважаемого товарища Ким Ир Сена своей верою, считать указания Вождя заповедями.
5. Последовательно соблюдать принцип безусловности в претворении в жизнь указаний Великого Вождя уважаемого товарища Ким Ир Сена.
6. Усилить идеологическое и волевое единство и революционное сплочение всей партии вокруг Великого Вождя уважаемого товарища Ким Ир Сена.
7. Учась у Великого Вождя уважаемого товарища Ким Ир Сена, обладать коммунистическим обликом, владеть революционными методами работы и народным стилем работы.
8. С трепетом хранить в сердце политическую ипостась жизни, данную Великим Вождем уважаемым товарищем Ким Ир Сеном, на огромное политическое доверие и заботу Вождя отвечать верностью путем проявления высокой политической сознательности и мастерства.
9. Установить твердую организационную дисциплину в сплоченном движении всей партии, всего государства и всей армии под единым руководством Великого Вождя уважаемого товарища Ким Ир Сена.
10. Наследуя на протяжении поколений великое дело революции, начатое Великим Вождем уважаемым товарищем Ким Ир Сеном, довести его до конца.
К каждому из принципов прилагался развернутый комментарий, поясняющий, как лучше претворять его в жизнь. Комментарии также представляют свой интерес. Например, партия объявлялась «славной партией уважаемого товарища Ким Ир Сена» (а вовсе не «трудового народа» или «рабочего класса», как кто-то мог подумать), в комментарии ко второму принципу было сказано, что «каждый миг жизни должен быть ради Вождя», а в комментарии к третьему – что «любой взгляд и точка зрения должна целиком совпадать с мнением Великого Вождя».
Эта квинтэссенция тоталитаризма существовала в неизменном виде 39 лет, пока теперь, уже при Ким Чен Ыне, ее не решили ревизовать. Новые «Десять принципов» выглядят так:
1. Сражаться, не жалея себя, за превращение всего общества в кимирсенско-кимченировское.
2. Глубочайше уважая, чтить Великих уважаемых товарищей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира как Вечных Вождей нашей партии и народа, как Солнца Чучхе.
3. Сделать авторитет Великих уважаемых товарищей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, авторитет партии – безусловным, быть готовым решительно их защищать.
4. Последовательно вооружиться революционными идеями Великих уважаемых товарищей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира и их воплощением – линией и политикой партии.
5. Последовательно соблюдать принцип безусловности в претворении в жизнь заветов Великих уважаемых товарищей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, претворении в жизнь линии и курса партии.
6. Всесторонне усилить идеологическое и волевое единство и революционное сплочение всей партии вокруг Руководителя.
7. Учась у Великих уважаемых товарищей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, обладать высоким идейно-нравственным обликом, пользоваться революционными методами работы, народным стилем работы.
8. С трепетом хранить в сердце политическую ипостась жизни, данную партией и Вождем, отвечать на нее высокой политической сознательностью и реальными успехами в работе.
9. Установить твердую организационную дисциплину в едином движении всей партии, всего государства и всей армии под единым руководством партии.
10. Наследуя на протяжении поколений великое дело чучхейской революции, великое дело сонгунской революции, начатое Великим уважаемым товарищем Ким Ир Сеном и руководимое Великими уважаемыми товарищами Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, довести его до конца.
Существенных изменений, как мы видим, два. Во-первых, к Ким Ир Сену добавили его сына, а во-вторых, к несравненно великим людям добавилась еще и партия. Оба дополнения вполне укладываются в текущую идеологическую ситуацию. Во-первых, при чтении северокорейских пропагандистских текстов эпохи Ким Чен Ына, создается впечатление, что их авторы уже считают Ким Ир Сена и Ким Чен Ира равными по своему величию фигурами. Ким Чен Ира посмертно уже и в звании подняли с маршала до генералиссимуса, и памятник огромный ему рядом с кимирсеновским поставили, и – тоже посмертно – провозгласили Вечным генеральным секретарем ТПК и Вечным председателем Государственного комитета обороны. Точно так же, как Ким Ир Сен с момента своей смерти в 1994 году стал Вечным президентом КНДР и пребывает в этой должности до сих пор. Иногда доходит до смешного – 20 июля главная газета страны «Нодон синмун» сообщила, что победу в Корейской войне (официально Северная Корея в войне, конечно, победила) подготовили и Ким Ир Сен, и Ким Чен Ир, хотя последнему на момент начала войны было 9 лет. Такое стремление вполне понятно: ведь если Ким Чен Ир недостаточно велик, то возникает вопрос, что во главе КНДР делает его 30-летний сын, а если Ким Ир Сен недостаточно велик – то это ставит под угрозу всю северокорейскую идеологию вообще.
Появление в новой редакции «Принципов» партии тоже объяснимо. Когда готовилось первое их издание, Ким Ир Сен хорошо помнил о событиях 1956 года, когда группа высокопоставленных чиновников неудачно попробовала отстранить его от власти, поэтому акцентировать роль партии ему было не с руки. Теперь же, спустя 55 лет, партию можно снова выдвинуть на первый план.
Вообще же ревизия «Десяти принципов» – это хороший способ лишний раз напомнить народу, что они существуют и по-прежнему в силе. Основная цель их ревизии – дополнительная легитимизация Ким Чен Ына путем повышения места его отца в государственной идеологии. Кроме того, подтверждение актуальности «Принципов» является одним из выражений верности курсу предшественников, и его можно рассматривать как еще одно косвенное свидетельство того, что реформ в Северной Корее, по крайней мере пока, не планируется. Все по-прежнему.