Не «Левиафаном» единым: 10 достойных внимания отечественных фильмов 2014 года
Уходящий киногод в России прошел под знаком «Левиафана» Андрея Звягинцева. Широкая публика номинированный на «Оскар» и «Золотой глобус» фильм еще не видела: он выйдет на экраны лишь в начале февраля. Много говорили и о фильмах «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского и «Горько-2» Жоры Крыжовникова. И о жесткой картине «Да и да» Валерии Гай Германики, за которую до сих пор не осмелился взяться ни один прокатчик, несмотря на ее успех на Московском кинофестивале. Но было в этом году много других интересных киноработ и впечатляющих режиссерских дебютов, о большинстве которых зрители даже не слышали.
«Звезда»
Режиссер: Анна Меликян
О чем: Рассказ о простодушной провинциалке, надеющейся сделать в Москве карьеру актрисы, пересекается с историей другой бывшей приезжей, ныне столичной гранд-дамы. Неофициальная жена чиновника-олигарха сомневается лишь в том, что бы еще возглавить для самопиара: личную картинную галерею либо благотворительный фонд для бездомных. Но вынуждена уткнуться в грязь, когда сожитель вышвыривает ее на улицу: без ключей от дома, машины и кредиток, но в невероятной шубе, с сумочкой за €30 000 и не менее дорогих сапогах. В порыве отчаяния (накануне в элитной клинике ее уведомили, что она умрет в течение двух месяцев) она высказала ему в лицо все, что думала. Две героини, наивная-юная и умудренная, внезапно сталкиваются. В ролях русских провинциалок — актрисы с прежде неизвестными и трудно произносимыми именами-фамилиями: Тинатин Далакишвили, похожая в фильме то на Миллу Йовович, то на «советскую Одри Хепберн» Ию Нинидзе, и Северия Янушаускайте. Обе – невероятные.
Что в этом хорошего: «Звезду» можно рассматривать как сатирическое социальное высказывание об абсурдной сути современной России: ее политиках, ее гламуре, ее галерейном якобы искусстве. Но это еще и сказка. А прежде всего – кино. Анна Меликян доказала в «Русалке» 2007 года, что любит сочинять современные киносказки и является последовательницей Феллини и Альмодовара. Она, как никто в России, способна делать не просто красивое, дизайнерское, кино, наполненное вкусными деталями («Звезда» по изыскам не уступит фильму Альмодовара «Кожа, в которой я живу»). Меликян обладает даром придумывать: кадры, ситуации, сюжетные повороты. Главный из них ожидает зрителей в финале, когда они вдруг поймут, что все, происходившее на экране, надо оценивать несколько иначе, чем они полагали. Еще одно хорошее качество Меликян: она умеет поставить финальную точку.
Резонанс: Приз за режиссуру на «Кинотавре-2014».
В прокате с 4 декабря
«Дурак»
Режиссер: Юрий Быков
О чем: О редком в России честном человеке, сыне такого же дурака-отца. Герой – бригадир сантехников в провинциальном городке и заодно студент строительного института, где научился компьютерному анализу состояния домов. Именно компьютерная программа позволяет ему осознать, что девятиэтажка, в которой он побывал по аварийному вызову, древняя рабочая общага на восемьсот человек, рухнет в течение суток. Этой информацией он будоражит ночью городское начальство. Но верхушка, включая мэршу и теневого владельца города, решает пойти на жертвы: общежитие не расселять (ибо некуда и надо раскошелиться), а трупы списать на стрелочников. Это замы по строительству, которые тут же убиты (в официальной версии будет объявлено, будто они, испугавшись ответственности, подались в бега). А также герой-дурак, обнаруживший, что дом поджидает катастрофа.
Что в этом хорошего: «Дурак» – публицистическое кино. Прямой удар власти в челюсть. Тут произнесено все, что только можно сказать про жизнь в стране. Прямолинейное, плакатное кино, за что его ругают даже многие прогрессивные критики. Это фактически путеводитель по системе российской коррупции. Ничего подобного по политической смелости в нашем кинематографе XXI века еще не творилось. Интересно, что режиссер фильма Юрий Быков солидарен со своими критиками: он признает, что «Дурак» — картина поспешная, но ему хотелось высказаться жестко и быстро (сценарий, как он уверяет, основан на реальной истории).
Резонанс: За главную роль актер Артем Быстров получил приз на одном из ведущих европейских кинофестивалей в Локарно. Приз за лучший сценарий и диплом гильдии кинокритиков России на «Кинотавре». Ряд других наград.
В прокате с 11 декабря
«Как меня зовут»
Режиссер: Нигина Сайфуллаева
О чем: Трагикомедия о 17-летних подругах-москвичках, приехавших в Крым, – недавний, но времен гривны. Одна – оторва, другая – отличница. Обе росли без отцов. Проблема в том, что они собираются остановиться у отца отличницы, которого та никогда не видела: родилась после случайного романа ее матери, тоже некогда отдохнувшей в Крыму. Из-за комплексов она просит подругу поменяться местами: именно подруга выдает себя за дочь, что сильно запутывает дальнейшие взаимоотношения. Интеллигентный Константин Лавроненко в роли отца, наш единственный обладатель Каннского приза за лучшую мужскую роль (в фильме Андрея Звягинцева «Изгнание»), конечно, не слишком похож на простого крымского мужика, живущего почти без удобств и промышляющего рыбным браконьерством. Но Лавроненко хорош всегда. Замечательны и все актрисы. Обращу внимание на играющую второплановую роль Анну Котову (ее героиня снимает комнату у персонажа Лавроненко) – это едва ли не лучшая комедийно-характерная актриса нашего нового кино. Отмечу и оператора фильма Марка Зисельсона, который не только передал нюансы психологии персонажей, но и создал образ нынешнего Крыма: он, судя по всему, абсолютный совок.
Что в этом хорошего: «Как меня зовут» — фильм о женском взрослении. О том, что каждой девочке необходим отец. Об элементарных ошибках, которые в семнадцать могут обернуться трагедией. Печально, но жизненно, что все герои фильма недополучают то, к чему стремились: отличница — отца, который оказался не таким, какого хотелось бы, отец – родную в его понимании дочь (ему бы в дочери ее подругу), двоечница – опять-таки отца, ведь в ходе вранья она сама почти уверовала в то, будто персонаж Лавроненко – ее истинный папа. Один из трех фильмов года, который радикальная критика относит к реально новому российскому кино 2010-х. Занятно, что сделан он уроженкой Душанбе. Нигине Сайфуллаевой на момент съемок было 28. Сценарий написала 29-летняя уроженка Перми, журналист и драматург Любовь Мульменко, которую можно назвать в России сценаристом года — по ее сценариям сняты также «Комбинат «Надежда» и «Еще один год», речь о которых дальше.
Резонанс: Специальный диплом жюри «Кинотавра-2014».
В прокате с конца ноября. В Москве все еще идет в арт-хаусных «Пионере» и «Пяти звездах на Новокузнецком»
«Комбинат «Надежда»
Режиссер: Наталья Мещанинова
О чем: Фильм об ужасе быть 18-летней женщиной в отечественной дали, в данном случае в Норильске. Героиня фильма от отчаяния совершает преступление – случайное, зато такое, что оно, судя по всему, не повлечет официального наказания, но испепелит ее жизнь окончательно и бесповоротно.
Что в этом хорошего: Удивительно, но именно в 2014-м у нас появилось новое социальное кино. Разумеется, оно периодически рождалось и раньше. В прошлом году, например, вышла (но какой там вышла? Ее тоже мало кто увидел) «Долгая счастливая жизнь» одного из лидеров поколения 30-40-летних Бориса Хлебникова. 2014 год замечателен тем, что возникло кино молодых режиссеров, которые искренне болеют за то, что творится в стране. У фильма 32-летней Натальи Мещаниновой, снятом в псевдодокументальном, но очень убедительном стиле «Догмы», изобретенной Ларсом фон Триером со товарищи, до сих пор нет российского прокатчика, хотя еще в январе он с успехом прошел на самом массовом арт-фестивале мире в Роттердаме. Проблема, как водится, отчасти в мате. Но если убрать мат из «Комбината «Надежда», мы получим отлакированную российскую действительность. А Наталья Мещанинова, уроженка Краснодара, получившая в нем свой личный провинциальный опыт, демонстрирует неотлакированную.
Резонанс: Высокие оценки в прессе.
В прокат не выходил
«Велкам хом»
Режиссер: Ангелина Никонова
О чем: Комедия о приезжих обитателях Нью-Йорка – русских, евреях, армянах, даже англичанах. Некоторые из них нелегалы. Как поясняла режиссер Ангелина Никонова, «это история о людях, потерявших чувство принадлежности к определенной географической точке, к тому месту, которое мы называем домом. Всех их объединяет жажда иллюзорного успеха, в гонке за которым многие проводят годы и десятилетия, жертвуя своими первоначальными ценностями». Большинство из них обладают творческими амбициями. Если упростить сюжет, то суть в том, что британский режиссер, мастер рекламных роликов, которому в Америке однажды доверили мегабюджетную картину, соглашается променять ее на арт-хаусный фильм о своей жизни. В ней он намерен снять свою тайную русскую любовницу-нелегалку – ее играет Ольга Дыховичная. А также отобранного во время проб армянина – неудачливого продавца в магазине ковров, который давно берет призы за свои неоплачиваемые роли в арт-хаусе на европейских фестивалях. Это лишь раздражает его жену, у которой на руках уже трое детей, и она ждет четвертого. Играющий армянина Карен Карагулян постепенно становится лицом американского независимого кино. К слову, он соавтор сценария «Велкам хом» наряду с Никоновой и Дыховичной.
Что в этом хорошего: Это по-настоящему забавный и реально информативный фильм (ироничная правда о жизни иммигрантов). Собственно, добавить нечего. Удивительно, что после жесткого дебютного фильма «Портрет в сумерках» — все с той же Ольгой Дыховичной в главной роли – Ангелина Никонова решилась на комедию. Пусть и в меру социальную.
Резонанс: Хорошая пресса.
Был в прокате. На DVD не выходил
«Кино про Алексеева»
Режиссер: Михаил Сегал
О чем: О барде Алексееве – еще одна феноменальная роль великого актера Александра Збруева. Он доживает дни в деревне под Тулой, торгуя закатанными в банки овощами у трассы и будучи уверен, что всеми забыт. Но однажды его приглашают в Москву на радиопередачу, посвященную знаменитым бардам. У него даже нет гитары – он ее для передачи заимствует. Там он вдруг узнает, что у него есть пластинка, что его слушают и в горах, и в космосе, что его знает нынешняя молодежь. Что его ставят в ряд с Высоцким и Визбором и что про него тепло отзывались сам Окуджава и сам Бродский.
Что в этом хорошего: После предельно честных и сатирических по отношению как к человеческим заблуждениям, так и к российской политике «Рассказов» от режиссера и писателя Михаила Сегала ожидали чего-то столь же громкого и смелого. В этом причина критической недооценки фильма «Кино про Алексеева», возможно, самого психологически и интеллектуально выверенного российского кинопроизведения 2014 года. По ходу фильма находишь массу нестыковок и недоговоренностей. В частности, выясняется, что герой-бард вовсе не был столь популярен в 60-70-е, как уверяют в радиопередаче о нем. Но финал объясняет все. По сути это социально-психологический детектив: умный и изящный портрет интеллигенции последних десятилетий СССР, которая могла прогибаться, но иногда вдруг взбрыкивала и от отчаяния творила нечто, что навсегда ломало ее судьбу.
Резонанс: Негромкий, и это печально.
Был в прокате. Есть на DVD
«Класс коррекции»
Режиссер: Иван Твердовский
О чем: Еще один ужас-опыт жизни юной девушки в провинциальном городке. Еще один фильм о том (тенденция, однако!), что честный и необычный человек сталкивается в России с ненавистью как верхов, так и низов. В данном случае речь о красивой девушке, которая после долгих лет затворничества из-за болезни пытается стать обычной ученицей в выпускном классе. Находясь в инвалидном кресле.
Что в этом хорошего: То, что в России, в отличие от ненавидимой ею Европы, нет условий для инвалидов, лишь одна из тем «Класса коррекции». Главное, что и верхи (в нашем случае директорша и учителя), и низы (в нашем случае ученики класса для убогих, к которому причислена героиня) ненавидят ее равно одинаково – потому что не как все, да еще умная. Это фильм о торжествующей в стране неполиткорректности. А также о том, что быдло правит бал на всех уровнях. И единственная нормальная реакция – послать его подальше. Фильм заканчивается удивительной сценой: униженная героиня, у которой вроде бы единственный выход – вновь убраться в квартиру своей многоэтажки (где, как и в школе, нет пандусов для инвалидов) и там сдохнуть, вдруг встает и идет. Хотя врачи приговорили ее к креслу.
Резонанс: Приз за лучший дебют на «Кинотавре». Ряд других наград.
Был в прокате. Есть на DVD
«Sex, кофе, сигареты»
Режиссер: Сергей Ольденбург-Свинцов
О чем: Одиннадцать комедийных новелл – обязательных и не очень разговоров под кофе и сигареты в кафе и ресторанах (как быстро уходит время – под сигареты теперь уже нельзя), посвященных в основном сексу. Разговоры иногда откровенны, но, бывает, связаны с убийством. В финальных титрах режиссер извиняется перед Джимом Джармушем, опыт которого (в альманахе «Кофе и сигареты», который Джармуш снимал по кусочкам долгие годы) явно использовал. С фильмом Джармуша «Sex, кофе, сигареты» роднит и то, что почти во всех новеллах заняты суперзвезды, исполняющие крошечные роли. Подчас они произносят не вполне приличные тексты, которые не осмелились бы произнести ни в каком другом фильме – этакая новая пощечина общественному вкусу. Среди звезд, в частности, Роман Виктюк, Жерар Депардье (вполне тут терпимый), Полина Агуреева, Анна Чиповская, Антон Шагин, Алиса Гребенщикова, Агния Дитковските, Екатерина Волкова, Евдокия Германова, Лидия Федосеева-Шукшина, Сергей Мигицко.
Что в этом хорошего: Первые новеллы способны отпугнуть. Но это редкий фильм, который набирает силу от новелле к новелле и в итоге подводит к рассуждениям о смысле жизни, комментировать которые не стану. Зато отмечу, что не бывает плохих киноальманахов, поскольку всегда интересно посмотреть в рамках одного сеанса не один фильм, а сразу 10-20. Этот киноальманах хорош еще и тем, что режиссер выстраивает из отдельных новелл строгую смысловую и эмоциональную линию. В случае с новеллами, у каждой из которых свой сюжет, выстроить линию, кстати, непросто. Комедия, как всегда бывает с хорошими комедиями, оборачивается драмой: фильмом о тотальном одиночестве и разочарованиях. А также, что тенденция года, социальной сатирой.
Резонанс: Прокат, относительно широкий для наших фильмов 2014-го.
В прокате
«Еще один год»
Режиссер: Оксана Бычкова
О чем: О любви двух юных безденежных супругов (вместо кровати матрац на полу), дающей трещину после того, как она приобщается к модным вкусам, проектам и стильной тусовке, становясь дизайнером в одном из ведущих СМИ, а он остается ночным необразованным бомбилой с необразованными друзьями, не имеющим представления о Кесьлёвском. Они разводятся, он уходит к другой, готовой тапочки ему приносить. Но экс-супруги продолжают любить друг друга. Так предновогодье 2013-го сменяется предновогодьем 2014-го. Еще один год. Открытый финал.
Что в этом хорошего: Оксана Бычкова не новичок в режиссуре. Ее дебютный «молодежный» фильм 2006-го «Питер FM» по-прежнему представляется мне фальшивым. Но «Еще один год», в основу которого положена советская пьеса начала 1970-х классика Александра Володина «С любимыми не расставайтесь», замечателен. Сценарий, кстати, сочинили уже упомянутая Любовь Мульменко и режиссер «Комбината «Надежда» Наталья Мещанинова. Женщины в русском кино прут вперед и берут верх. В фильме, кстати, есть несколько подробных (но без деталей, присущих каннскому триумфатору «Жизни Адели») интимных сцен, что для нашего кино тоже ново.
Резонанс: Еще в начале года фильм показали на одном из главных фестивалей Европы – в Роттердаме. Приз за лучшую мужскую роль Алексею Филимонову на «Кинотавре».
Должен выйти в январе
«Испытание»
Режиссер: Александр Котт
О чем: Об отце-фронтовике и его юной красавице дочери, ведущих в конце 1940-х непритязательную жизнь на уединенном хуторе в казахской степи. Можно было бы сказать, что они живут, как жили их казахские предки сто и двести лет назад, но это не так. Отец водит грузовик, на котором каждое утро уезжает на неведомую нам работу — в своей извечной солдатской гимнастерке с приколотым на груди орденом Красной Звезды. На хутор однажды прилетает самолет. Отца ночью выволакивают под дождь и о чем-то допрашивают, раздев для страха догола, военные с автоматами и без эмоций. Дочь – девушка нового поколения. Любимая книга – томик Маяковского. Из двух ухажеров — казаха, который церемонией сватовства демонстрирует ей, что он приверженец старого уклада, и веселого русского парня, — выбирает русского. Им предстоит испытание. Точнее, Испытание – первой советской ядерной бомбы на полигоне под Семипалатинском, которое уничтожит и хутор, и их самих с их никому другому в мире не нужной первой любовью.
Что в этом хорошего: Даже человеку, исторически подкованному, непросто извлечь из фильма то содержание, которое я только что пересказал. Трудно понять, в какое именно время развивается действие и почему героев вдруг начинает отделять от большого мира колючая проволока. Но я не вижу в этом недостатка. В случае с «Испытанием» можно еще раз произнести фразу, которая уже звучала в этом обзоре: такого у нас прежде не снимали. Режиссер Александр Котт, который склонен к мейнстриму (он создатель ряда известных сериалов, включая «Героя нашего времени», а также спецэффектной «Брестской крепости» и один из постановщиков кассовых новогодних комедий «Елки», очередная из которых выйдет в конце декабря), снял экспериментальную картину, где не звучит ни единого слова: только музыка, а также природные и бытовые шумы. Она завершается ядерным грибом и смертельной ударной волной. Это фильм о личном Апокалипсисе – сродни такой современной киноклассике, как «Туринская лошадь» Белы Тарра и «Меланхолия» Ларса фон Триера. Конечно, они посильнее «Испытания» (тут не посоперничаешь: так «Бавария» посильнее хорошо играющего ЦСКА), зато фильм Котта отличается еще и тем, что сделан в традициях поэтического кино: в нем выверен каждый кадр. В нем интересно примечать метафоры и прочие нюансы.
Резонанс: Главный приз «Кинотавра-2014» и другие награды.
Был в прокате. На DVD не выходил