Конец XXI века. В далеком прошлом осталось постиндустриальное общество вместе с глобализацией и массмаркетом. В мире настало просвещенное средневековье. В реальность вернулись лошади, кубки, тканые платья, ярмарки, незамутненный смысл.
Европа пережила мусульманское нашествие, Россия - несколько великих смут. Теперь все государства в Евразии распались на маленькие княжества, которые населяют обычные люди, великаны и лилипуты. В каждом - свой политический режим.
Универсальными ценностями, а также приметами будущего служат "умницы" - персональные сверхкомпьютеры, роботы и редкие и дорогостоящие теллуровые гвозди для вбивания в голову.
Теллур одинаково ценится во всех государствах, но везде, кроме самой Теллурии, месторождения этого металла и по совместительству идеальной страны, считается наркотиком.
Новый роман Сорокина - не вполне роман. Это 50 разнородных фрагментов, описывающих вселенную недалекого теллурового будущего: рассказы, монологи, пьесы, статьи, воззвания, сказки. Такую же структуру имеет "Сахарный Кремль", написанный по мотивам мира "Дня опричника". Вместо монолитного, сложно смонтированного текста - множество независимых друг от друга кусков, в своей сумме создающих вполне романный объем. Таким образом Сорокин изящно обходит вопрос о смерти большой формы. К тому же это просто очень удобно, учитывая, что автор всегда стремился преодолеть формат, разрушая повествование многочисленными вставными конструкциями.
В "Теллурии" разрушать ничего не нужно, здесь все и так распалось и разъединилось.
Утопия Сорокина во многом продолжение антиутопии "День опричника". Великая Русская стена пала ("разворовали кирпичи"), империя погибла, на смену ей пришли маленькие автономии, причем не национальные - все национальности перемешались и равномерно рассеялись - а политические.
Московия пострадала от сорокинского сарказма больше всех - к концу XXI века бывшая столица, "череп империи", окутанная запахом картофельной шелухи, покоится на двух духовных скрепах - православии и коммунизме.
Но метафизика места сохранилась - сюда до сих пор проще въехать, чем выехать.
Как только пала последняя надежда империализма, появился спрос на традиционные ценности.
Вместо космополитов и глобального потепления - фольклор и лубок.
Не в духе представителей подземной секты из "Голубого сала", сношающихся с землей, утрированная "русскость" здесь гармонична.
"Теллурия", как и полагается утопии, благостна. Это ни в коем случае не исключает опознавательных знаков сорокинской прозы - сцен оргий, педофилии, гомосексуальных героев, обилия фекалий, каннибализма.
Просто текст "Теллурии" неожиданно лишился самого нерва, злобы. Все такой же цветистый и фактурный, он перестал быть тоталитарным, перестал быть "литературностью как таковой, мясом письма, равнодушным к собственной семантике", как писал о сорокинской прозе Вячеслав Курицын после выхода "Голубого сала".
(http://www.gazeta.ru/cult...)
Следующая статья: [ Первый российский вертолетоносец "Владивосток" типа "Мистраль" спущен на воду во французском Сен-Назере ]